Как и чем правильно заделать швы тротуарной плитки

Укладка тротуарной плитки на бетон

Бордюры нужны для того, чтобы тротуарная плитка была зафиксирована на месте укладки, не ерзала и не съезжала.

Для монтажа бордюрных камней по периметру площадки устанавливают колышки и натягивают нить (можно оставить ту разметку, которая была использована при заливке бетонного основания). Нить располагают на уровне желаемой высоты бордюра

При разметке важно учесть и небольшой наклон мощения для оттока дождевой воды

Вдоль нити копают траншею. Ее глубина должна соответствовать высоте той части бордюрного камня, которая будет находиться под землей, и толщине цементной подушки (3-5 см). Подушку укладывают под бордюр для более плотной фиксации. К примеру, если по плану бордюр должен быть 15 см, высота имеющегося в наличии камня 25 см, то траншею необходимо выкопать на глубину: 10 см + 3 см  = 13 см.

Ширина траншеи должна вместить бордюр и запас по 1 см с обеих его сторон. Допустим, если ширина бордюрного камня 8 см, то ширина траншеи составит: 8 см + 1 см + 1 см = 10 см.

Замешивают цементный раствор (соотношение цемента и песка 1:3), выкладывают слой на дно траншеи. Следом устанавливают бордюрные камни, вгоняя их в раствор с помощью резинового молотка.

Через сутки, когда раствор застынет, промежуток между стенками бордюра и траншеей заполняется песком, проливается водой и трамбуется.

Тротуарную плитку обычно укладывают на гарцовку – сухую цементно-песчаную смесь, которая после увлажнения удерживает элементы мощения на основании. Цементно-песчаную смесь готовят в соотношении 1:6 (цемент – 1 часть, песок – 6 частей), воду не добавляют.

Засыпают гарцовку внутрь площадки слоем 5-6 см, выравнивают правилом или обычной ровной доской. Выполняют утрамбовывание слоя виброплитой или ручной трамбовкой.

Тромбовка цементно-песчаного основания

Вместо цементно-песчаной смеси часто используют обычный песок, но он хуже фиксирует брусчатку на основании, что приводит к ее проседанию, вымыванию весенними паводками и т.п. Однако при необходимости отремонтировать участок мощения, снять плитку с песочного основания намного проще, чем при использовании прочной гарцовки.

В местах скопления тяжелых грузовых автомобилей, городских площадей даже гарцовка часто оказывается не слишком надежной. В этом случае брусчатку кладут на клей или цементную стяжку. Этот вариант считается самым долговечным. Однако оно совершенно не ремонтопригодно. Если по каким-то причинам бетон пойдет трещинами или его порвет, плитка будет уже непригодной для вторичного мощения.

Как выполняется укладка клинкерной плитки на цементный раствор можно посмотреть ниже:

Плитку укладывают на подстилающий слой и втрамбовывают ее ударами резинового молотка

При этом важно контролировать горизонтальность укладки ватерпасом, строительным уровнем, натянутым шнуром

По плитке ударяют резиновым молотком, утапливая ее в подстилающий слой

Укладка тротуарной плитки на бетон ведется от себя, то есть, выполняя работу, мастер постепенно продвигается вперед, наступая на уже готовое мощение. Если на пути укладки возникают препятствия (канализационные люки, дренажные отверстия, трубы и т.д.), их обводят целыми плитками. А затем, на финишном этапе работ, выполняют подрезку необходимого количества плиток и окончательно формируют окаймление нужной конфигурации.

Подрезка также почти всегда необходима (особенно если плитка имеет сложную форму) в углах и по бокам мощеной площадки.

Укладка плитки вокруг канализационного люка

Обрезку плиток выполняют циркулярной пилой или болгаркой.

Сухая цементно-песчаная смесь не сможет прочно удерживать плитку. Поэтому после окончания укладки площадку обильно проливают водой из шланга или лейки. При этом вода попадает через межплиточные зазоры к основанию и гарцовка застывает.

Швы также заполняют сухой цементно-песчаной смесью, а затем проливают водой. Делают это несколько раз, пока смесь не перестанет усаживаться.

Швы между плитками заполняют цементно-песчаной смесью

По истечении 2-3 дней мощение окончательно высохнет. После этого сметают с него оставшийся строительный мусор, при необходимости моют, выпуская под напором воду из шланга. Площадка из тротуарной плитки готова к эксплуатации!

Тротуарная плитка выдерживает высокие нагрузки, поэтому отличается особой долговечностью

Затирка швов тротуарной плитки: чем и как заделывать

Финальным этапом укладки брусчатки является заполнение межплиточных швов. Чем же засыпать швы тротуарной плитки, чтобы она прослужила вам долгие годы?

Интервал между брусчаткой

Особенное внимание следует уделить расстоянию между плиткой. Наличие дистанции между кирпичами дает возможность им взаимодействовать друг с другом и равномерно распределять нагрузку по всей поверхности

К тому же укладка плитки с правильными интервалами дает возможность визуально сгладить фабричные допустимые неровности тротуарных изделий, в случае изменения формы брусчатки при температурных изменениях компенсируют их размер. Многие считают, что ребристые фиксаторы брусчатки заменяют швы – это ошибка. Если плитка будет уложена слишком близко друг к другу, то материал, выбранный в качестве засыпки, не будет выполнять свои функции. Как следствие – быстрое разрушение тротуара (потертости, сколы, трещины). Затирка швов тротуарной плитки должна быть подобрана таким образом, чтобы обеспечивать эластичное взаимодействие между элементами мощения. Средняя толщина – 3-7 мм.

Зачем затирать швы брусчатки

Как любое бетонное изделие тротуарная плитка имеет поры и микротрещины. В поры попадает вода, которая до конца не высыхает, из-за чего в брусчатке накапливается влага. В период снижения температуры вода в порах расширяется, что приводит к появлению еще большего количества трещин и в скором времени поверхность тротуара разрушается.

Также, в случае незаполнения щелей между брусчаткой, туда может попасть всевозможный мусор, который будет царапать и разрушать камень, а некоторый из них может начать гнить, как следствие – появление лишней влаги, насекомых, посторонних запахов.

Еще одна причина – вибрация. Если между элементами мощения есть зазоры, то вибрация от заезда автомобиля, ходьбы человека и пр. легче воздействует на поверхность, следствие – отрыв плитки от основания.

Вывод: плиточные швы всегда должны быть заполнены.

Песчано-цементная смесь

Многие производители не рекомендуют засыпать швы цементно-песчаной смесью (гарцовкой). Обусловлено это тем, что такая затирка для тротуарной плитки, как правило, выглядит не эстетично. Мало у кого получается затереть плиточный шов гарцовкой не испачкав ее при этом. Особенно плохо это выглядит на цветной тротуарной плитке, которая становится серой после высыхания цемента. Засыпав щели песчано-цементной смесью их нужно пролить водой, вот именно в этот момент и пачкается камень.

Если же исполнитель дает гарантию, что эстетическая составляющая не будет нарушена, или вас это не беспокоит, тогда гарцовка подходит для этих целей: необходимо засыпать швы, пролить водой, после усадки затирки заполнить их повторно. К тому же, при ее использовании насыщение швов влагой будет меньше, чем при использовании просто песка, такое заполнение более препятствует росту травы, хуже выветривается и вымывается дождями.

Речной песок

В большинстве случаев заделка швов тротуарной плитки происходит речным песком. Лучше всего использовать сухой без примесей фракции 0-2 мм. Крупнозернистый песок может неравномерно заполнить интервалы, а наличие примесей, например глины, может оставить пятна на поверхности тротуара. Заделывать швы песком нужно в два этапа:

  • заполнение песком до трамбовки ФЭМ: после укладки плитки швы просыпают песком, дают постоять, если нужно, проливают водой, затем сметают остатки и трамбуют плитку;
  • заполнение песком после трамбовки: после трамбовки брусчатки, образовавшиеся пустоты просыпают песком еще раз, и после окончательно сметают лишний слой.

Песок, особенно в первый год эксплуатации тротуара, может выветриваться и вымываться во время дождей, поэтому надо следить за его уровнем в швах и своевременно при необходимости подсыпать.

Через некоторое время между плиткой может начать прорастать трава, мох. Чтобы снизить вероятность прорастания растительности, пользуйтесь щеткой для уборки тротуара. Если же мох уже появился и сильно портит внешний вид, используйте аппарат подачи воды со струей большого давления. Он поможет избавиться вам от нежелательных сорняков, но при такой очистке из щелей может выбиться и затирка, поэтому после окончания очистительных работ засыпьте песок, используя щетку, там, где это нужно.

Зачем нужно заделывать швы

Плитка укладывается на основу, представляющую собой песчано-цементную подушку. Иногда перед въездом в гараж подушка выполняется из армированного бетона. Реже под подушкой монтируется специальный фундамент. Со временем на покрытие начинает действовать талая и дождевая вода, которая скапливается в порах и микротрещинах. Основание не позволяет влаге проникать в землю, вода остается в щелях и с наступлением холодов замерзает. Лед при замерзании увеличивается в размерах и разрушает элементы покрытия.

Делать затирку тротуарной плитки необходимо из-за влияния семян растений, которые попадают в швы вместе с частицами грунта и прорастают там. Корни давят на плитку, смещая ее и разрушая. Мусор, попадающий в промежутки между элементами, также оказывает негативное влияние, начиная гнить и образуя химические вещества, разлагающие бетон и другие материалы. В мусоре размножаются насекомые и тоже наносят вред покрытию. Насекомые подтачивают плитку, иногда устраивают под ней жилища.

Разрушающее действие на тротуар оказывает вибрация, вызванная движущимся автомобилем или шагами. Вибрация постепенно отрывает от основания отдельные плитки.

Минимизировать воздействие всех перечисленных факторов можно, если затереть швы между элементами покрытия.

Затирка и заливка швов – в чем разница?

При затирке швов используется сухая смесь, а при заливке – раствор. Выбор технологии зависит от вашего материала. Для бетона или керамики лучше выбрать сухую смесь, а если плитка/брусчатка гладкая (мраморная, гранитная) – используйте раствор.

Материалы и инструменты

Для работы потребуются:

  • мастерок – желательно резиновый, чтобы не поцарапать плитку;
  • емкость для замеса смеси (если есть бетономешалку – используйте ее, немного облегчите себе работу;
  • совок, для засыпки материала;
  • веник или щетка с мягким ворсом;
  • ветошь;
  • ведро для воды или поливальный шланг, подключенный к крану.

Из материалов вам нужно подготовить:

  • цемент;
  • песок;
  • воду.

Песок лучше всего выбрать речной, его свойства больше всего подходят для приготовления качественного материала. Цемент – чем качественнее, тем лучше. А вода подойдет из крана, обычной температуры, — главное, чтобы была не грязная.

Все необходимое можно купить в ближайшем строительном магазине, да и большинство материалов и инструмента у вас скорее всего осталось после укладки плитки.

Риски незаполненных стыков.

Главным врагом тротуарной плитки является вода. Будь то атмосферные осадки или нечаянно пролитая жидкость. Такое нередко случается при поливе грядок, газонов, мытье бытовой утвари или даже автомобиля. Если на улице тепло, то ничего страшного не произойдет. А вот ранней весной или поздней осенью остатки влаги в недоделанных швах превращаются в лед при минусовой температуре. Он расширяется, что неизбежно приводит к нарушениям целостности конструкции. Теряется эстетика, а плитка со временем разрушается.

Дополнительные риски незаполненных швов:

  1. Накапливание грязи и бытового мусора в стыковом пространстве;
  2. Появление нежелательной растительности: трава, лишаи, мхи;
  3. Размножение садовых вредителей, особенно муравьев, которые любят образовывать в пустых швах настоящие фермы;
  4. Нарушение симметрии плиточной композиции вследствие вибрации либо интенсивных нагрузок.

Чем заделать швы тротуарной плитки ?

Произвести затирку швов несложно, если у Вас под рукой есть необходимые материалы и инструменты:

  • резиновый шпатель или щетка для распределения заполнителя по швам;
  • сито для строительного песка, чтобы отсеять фракции диаметром от 2-3 мм;
  • емкость для смешивания просеянного песка с цементом;
  • лопата с ведрами для переноски смеси и первичного распределения по поверхности плитки (конечное заполнение швов производится шпателем либо щеткой).
  • шланг с водой, чтобы полить заполненные швы и дать смеси «схватиться».

Смесь для швов тротуарной плитки.

После укладки тротуарной плитки и перед тем, как приступить непосредственно к затирке, следует помнить главный принцип. Вы должны подобрать такой состав смеси для швов тротуарной плитки, который обеспечит максимальную эстетику и эластичную связь между соседними единицами мощения. Что это значит? Для затирки швов серой цементной плитки подойдет песок или цементно-песчаная смесь в пропорции 1 к 5. В отличие от песка, заполнитель на цементной основе после затвердевания не выветривается, хорошо переносит ненагруженное физическое воздействие. Тем самым сохраняет целостность всей плиточной конструкции на протяжении длительного времени. Минус — не годится для применения на цветной плитке.

Затирку последней рекомендуется выполнять исключительно песчаными составами. Оптимальный вариант, если это будет просеянный речной или морской песок. В отличие от цемента, он не оставляет следов на цветной поверхности. После окончания сухой затирки следует тщательно пролить плитку водой, чтобы смыть в швы остатки песка. Его крупинки впоследствии могут повредить поверхность, выполняя роль абразива. Минусы песчаного заполнителя — склонность к выветриванию и очень быстрое появление на нём растительности. Выветрившиеся пустоты следует регулярно засыпать. А побороть траву либо мох поможет сильная струя воды. Растения, проросшие на песке, легко вымываются. Правда, вместе с песком. Образовавшиеся пустоты в швах также подлежат присыпке.

Можно ли затирать цветную тротуарную плитку цементно-песчаной смесью?

Мы не рекомендуем засыпать швы цветной тротуарной плитки цементно-песчаной смесью. Для этого лучше применить хорошо просеянный чистый песок. Даже сухой цемент оседает пылью на поверхности плитки, ухудшая яркость ее цвета. Если попытаться смыть цементную пыль, то цемент схватится, и яркая плитка приобретет цементный серый оттенок. Соответственно, будет испорчен внешний вид всей площадки или садовой дорожки.

Дорожки на даче, вымощенные плиткой, может испортить неаккуратный вид швов. Для повышения эстетичности мощения необходимо производить затирку швов тротуарной плитки.

Пошаговая инструкция

Технология укладки тротуарной плитки состоит из последовательно выполняемых этапов:

  •  подготовка бетонной подушки;
  •  монтаж бордюров;
  •  фиксация плит;
  •  заполнение швов;
  •  обработка покрытия.

Подготовка подушки из бетона

подушка из бетона

Для повышения долговечности и надежности основания рекомендуется применять георешетку. Конструкции в форме сот выполнены из синтетического сырья, устойчивого к повреждению плесенью, гнилью, воздействиям агрессивных щелочных средств. После растягивания решетка выполняет роль каркаса, выдерживающего напряжения горизонтали либо вертикали. Конструкция позволяет армировать разные составы в ячейках.

Георешетка выкладывается на основание траншеи и покрывается слоем гравия до 15 см. Подушка утрамбовывается, сверху размещается армирующая сетка. По уровню выполненной разметки выставляют опалубку.

Смешиваются компоненты для бетонного состава, который выкладывается в опалубку. После заливки смеси для предотвращения образования водных пузырей применяют для перемешивания состава погружной вибратор.

Бетонный слой закрывают полиэтиленом для предотвращения высыхания материала. Поверхность дорожного покрытия требуется смачивать водой в течение 3-7 суток.

При формировании покрытия с большой площадью требуется проложить температурные швы через 2-3 м. Для этого перпендикулярно опалубке располагают доски. После высыхания состава их убирают, проемы заполняют эластичным материалом. При изменениях температурных режимов швы позволят предотвратить трещины на бетонном основании.

Для вывода влаги с поверхности бетона при заливке устанавливаются части асбоцементных либо полипропиленовых труб. Перед укладкой отверстия для дренажа заполняют мелким гравием. После застывания бетонного основания опалубка разбирается.

Установка бордюров

установка бордюров

В углубления от опалубки устанавливаются бордюры. Монтаж элементов позволяет предотвратить скол краев, повышает износостойкость дорожного полотна. В изготовлении конструкции используются элементы из каменных пород, полимерпесчаная плитка, вибропресованные изделия.

До 50% от габаритов бордюра скрывается под слоем земли. Грунт необходимо тщательно утрамбовать для повышения прочности основания, устойчивости конструктивного решения.

Для сцепления бордюров с поверхностью применяется бетон с жесткой структурой. Материал выкладывается в ров, сверху устанавливаются бодюрные элементы. Для уплотнения в основании блоки простукивают киянкой из резины.

Проемы между элементами заполняют жидкой бетонной смесью. По техтребованиям в высоту бордюры должны быть ниже брусчатки на 20-30 мм для беспрепятственного оттока воды. Выдержать застывание раствора необходимо 1 день. Затем проем между бордюром и стенами траншеи заполняют песком.

Как правильно класть?

Затем можно приступать к монтажу плит на бетонную отмостку, как уложить правильно подскажет знание размеров блоков в соответствии с назначением площадки. На пешеходный тротуар выкладываются плиты толщиной 4-5 см, на площадки автопарковок, подъездные пути к дому устанавливают брусчатку не менее 6 см толщиной.

После приготовления цементного раствора до сметанообразной консистенции кладут блоки. Раствор выкладывается мастерком на поверхность, блоки монтируются по выбранной схеме и утрамбовываются киянкой. Необходимо выверять горизонталь кладки с помощью строительного уровня.

При применении сухих смесей на поверхность высыпается материал слоем не менее 3-5 см, разравнивается с помощью правила. На подушку устанавливаются тротуарные плиты. В сухом состоянии смесь не сможет удерживать элементы, поэтому требуется после завершения монтажа пролить водой покрытие. После высыхания состав прочно скрепляет блоки.

Тротуарные плиты можно выкладывать разными схемами, создавать оригинальные композиции на придомовых пространствах, у общественных зданий. В перечне распространенных схем монтажа блоков:

  •  “елочка”;
  •  “плетенка”;
  •  по диагонали;
  •  “шахматка”.

схемы монтажа блоков тротуарной плитки

Заделка швов

заделка швов

Швы между плитами заполняют сухой смесью и поливают. Работы выполняются до завершения усадки состава. После 2-3 дней материалы должны застыть. Необходимо убрать мусор, смести веником пыль. Тротуар поливают из шланга водой под сильным напором.

Какими должны быть швы тротуарной плитки

Затирка швов тротуарной плитки — это уже финальная стадия рабочего процесса. Этот тот «штрих», который придает финальный вид тротуарной плитке, а также сжимает её в плотный замок, предотвращая возможные «движения» плитки. Ведь когда она не закреплена и не просыпана, она легко может прогнуться от небольшого давления. Швы между тротуарной плиткой могут быть разными — здесь нет какого-то определенного расстояния. Одни плитки имеют специальные фаски на боковых гранях, а другие, как например Старый город, их не имеют. В этой статье мы и рассмотрим чем и как заполнять швы тротуарной плитки для получение качественного и красивого результата.

Поговорим как нужно укладывать плитку, чтоб получить правильные швы. Во-первых, в большинстве случаев нужно придерживаться основной линии. Для этого натягивается леска или строительная нить и по ней укладывается плитка. Это поможет избежать кривых линий и подрезаний плитки, если без неё можно обойтись.

На фото выше показан нормальный шов плитки Старый город. В данном случае плитка укладывалась без нитки, так как это поворот. Основным ориентиром здесь были уже заранее установленные бордюры, которые образовывали форму круга. Как видно, плитка уложена довольно плотно, так как фаски на ней нет. Но это не означает, что её стоит очень сильно прижимать друг к другу — этого делать не нужно, она просто должна плотно ложиться без усилий.

Плитка с фаской укладывается таким же нехитрым способом, но для получения одинакового расстояния между плиткой служат фаски, расположенные на боковых гранях. В таких случаях, смесь или песок будет просыпаться легче.

После того, как плитка уложена, можно приступать к заполнению швов тротуарной плитки. Можно просыпать обычным очищенным песком или цементно-песочной смесью. Это нужно сделать сразу после укладки, чтоб плитка долго не лежала не просыпанной — это её закрепит и она не будет «гулять». Для начала достаточно немного просыпать, не полностью заполняя швы. Финальную же просыпку можно сделать по окончании работ.

Цементно-песочную смесь не рекомендуется использовать на прессованной тротуарной плитки, так как цемент попадает в мелкие поры плитки и она от этого меняет свой цвет. Можно конечно вернуть былой цвет, но это затрата времени, ведь лучше изначально сделать все правильно. Но если вы укладываете вибролитую плитку, то никаких проблем не возникнет, если последний раз будете мести чистым песком. Кстати, мести нужно специальной щеткой для тротуарной плитки, которую можно найти в строительном магазине или гипермаркете. После того как швы просыпаны, плитку можно промочить водой для большего укрепления.

Зачем межплиточные швы нужно фуговать?

Межплиточные швы выполняют важную функцию. Благодаря дистанции между отдельными элементами нагрузка на поверхность распределяется более равномерно и плитка меньше разрушается.

Чтобы швы выполняли свою задачу, их нужно фуговать – заполнять наполнителем из специальных сыпучих материалов. Как это влияет на качество покрытия?

  • Шовный наполнитель предотвращает прорастание между плитками сорняков, травы, образование гнезд насекомых.
  • Когда швы заполнены, в них меньше попадает вода. В противном случае влага будет проникать в плитку, зимой замерзать и разрушать ее. После нескольких циклов замерзания-оттаивания плитка потрескается.
  • Наполнитель выполняет роль амортизатора и не дает плитке сломаться, если на нее в какой-то момент будет оказываться большая нагрузка.

Зафугованные швы подчеркнут красоту мощения и придадут ему завершенный вид

Ход выполнения работ

Как и любые другие работы, затирку начинают с подготовительных этапов.

Первым делом следует тщательно проконтролировать: застыл ли раствор, на который клали плитку. Для этого следует просто подойти и пощупать раствор в доступном месте. Кожа на пальцах не должна быть влажной. Если нет доступа для пальцев, то в щель между плитками необходимо просунуть кусок бумажки, который потом достают и визуально проверяют на предмет намокания.

Далее с поверхности сметается весь мусор, а также сухие остатки раствора для крепления плитки к подушке. Остатки раствора можно смести в швы. Стоит постараться удалить весь мусор из всех зазоров, используя деревянные палочки.

READ Как клеить плитку на гидроизоляцию стены

Схема нанесения швов на тротуарную плитку.

Когда поверхность очищена, нужно определиться, какая именно затирка для тротуарной плитки будет использована. Вариантов несколько: это может быть чистый песок, цементная или бетонная смесь. Тип смеси подбирается в зависимости от материала плиток. Так, швы керамики или мрамора заделываются только песком. Для тротуарной или цементной плитки подойдет любой раствор. Швы гранитного покрытия стоит заделывать цементным раствором.

После определения с материалом для заделки щелей следует этап его приготовления. При любом варианте необходимо просыпать песок через сито так, чтобы в нем отсеялись все фракции крупнее 0,2-0,3 мм. Если планируется использовать только песок, то на этом подготовка завершена. Для приготовления цементной смеси следует смешать цемент и песок в пропорциях 1 к 5-6, соответственно. Бетонную смесь готовят, смешивая 1 часть цемента с 3 частями песка. В случае, если материал покрытия и финансовые возможности позволяют осуществить выбор варианта смеси, то следует остановиться на наиболее прочном – самым лучшим в этом плане является бетонная смесь, самым слабым – песок. Кроме того, песок имеет свойство выветриваться. Важным моментом является то, что все растворы должны быть сухими.

Чем и как заполнять швы тротуарной плитки

По окончании приготовления смеси переходят к процессу засыпки швов. Это самый кропотливый процесс. Засыпка осуществляется следующим образом: сухой раствор или песок насыпается на покрытие (при этом не обязательно попадать четко в щели, можно засыпать и между швами), затем с помощью веника заметается в щели.

Уровень раствора в щелях следует выровнять и сделать его по высоте равным 1/2 или 3/4 от высоты плитки. Засыпку смеси в швы производят резиновым шпателем. Всю неиспользованную смесь убирают веником с поверхности плитки.

Когда процесс выравнивания завершен, приступают к заливки швов. Это можно сделать ведрами точечно, однако быстрее и качественнее будет полив из шланга всей поверхности.

Далее выжидают время, которое требуется на застывание раствора (обычно 1-3 суток). Это необходимо из-за того, что раствор может «просесть». Когда раствор в швах подсохнет, процедуру повторяют. При повторе сухой раствор засыпают заподлицо с плиткой, после чего опять поливают. Если после высыхания раствор опять просел (везде или в некоторых местах), тогда производят третий повтор (в случае проседания на отдельных участках швов засыпают и заливают только те участки). В случае использования чистого песка его тоже обязательно заливают, чтобы он утрамбовался.

Когда процедура завершена, тряпкой и веником убирают с плитки весь образовавшийся мусор. Покрытие готово.

Как спастись от гололеда

Существует разные средства, которыми посыпают садовые дорожки и тротуарную плитку: соль, песок, бишофит, мраморная и гранитная крошка, земля и зола.

• Самый распространенный реагент – это соль. Доступно, дешево, но вредно! Сильнейшее вещество хлорид действительно эффективно разъедает снег и лед. При этом от нее страдает обувь, одежда, идет коррозия труб, разрушается любое покрытие дорожки, а прилипая к лапам животных вызывает аллергию.

В качестве мер предосторожности нужно соблюдать дозировку. При небольшом морозе распределяют 20 г соли на 1 кв.м

Вряд ли кто-то из нас сможет распределить по этой площади столовую ложку вещества! Чтобы был эффект слой должен быть 3-5 мм.

Поваренную соль лучше использовать при не значительных морозах, до -7°С.

Чтобы после мощной ледоборьбы на следующий день не образовалась снова наледь, в качестве профилактики садовые дорожки посыпают реагентом малыми порциями. Лучше использовать соль экстра. Мелкие крупинки не позволят инею превратиться в каток.

Если корка льда уже появилась, соль нужно использовать более крупными гранулами.

• Следующее, хорошо известное сыпучее вещество, но чуть подороже предыдущего варианта – это песок. Его хорошо рассыпают по крыльцу и дорожкам, лед под ногами становится менее скользким и вроде бы все хорошо. Не стоит забывать о том, что песок легкий и при сильном ветре он быстро разлетится. Слишком толстый слой эту проблему решает конечно, но тогда возникает другая – обувью вся грязь занесется в дом.

• Эффективное и быстрое средство очистить садовые дорожки ото льда – это смешать теплую воду с моющим средством для посуды и спиртом в соотношении воды 2 л, моющего 6-10 капель, спирта 60-100гр. Налить в бутылку и полить территорию. От такой смеси лед растает очень быстро. При этом не будет наледи и грязи.

• Лопатой, ломом или граблями долбить лед – плохая затея, так можно повредить плитку, брусчатку и даже обычную бетонную заливку. Хотя как говорится «Против лома – нет приема» и ни один состав лучше и чище не сработает.

• Хлористый магний (бишофит) лучше использовать для посыпки льда на керамической плитке или дереве. Не подходит для бетонных участков и возле фундамента. Он разрушает цемент.

• Мраморная крошка, посыпанная на ледовых дорожках, смотрится очень красиво. Она не даст поскользнуться, однако от нее остаются белые следы. В конце зимы ее не нужно убирать, достаточно смести на землю. Со временем мрамор растворится.

Гранитная крошка следов в доме не оставляет, но ее нужно с дорожек собирать (подметать).

• Посыпать садовые дорожки ото льда землей и золой тоже эффективно. Лед они не растопят, снежное настроение будет «подпачкано», грязь на обуви, но поскользнуться и упасть не дадут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector