Готический стиль в архитектуре

Содержание:

Средневековая католическая архитектура: соборы, церкви, аббатства

В XIII веке в пригороде Парижа была возведена , при строительстве были использованы самые современные достижения архитектуры того времени. Так началась новая архитектурная эпоха в Европе. Поначалу стиль не имел конкретного названия, чаще всего его называли французским, но он быстро завоёвывал популярность во многих странах.

Интерьер церкви Сен-Дени, первая крупная готическая постройка

Появление новой архитектуры было связано с достижениями мастеров в области работы с камнем, в частности появлением каркасной системы возведения зданий. В предшествующую романскую эпоху основой любого здания были мощные стены и опоры, но инженеры научились рационально использовать материалы и распределять нагрузку только на опорные конструкции. Всё это дало возможность строить высокие здания с большими открытыми пространствами внутри. Также появились технологии изготовления витражей и декоративной обработки камня. Последнее, позволило украшать здания сложными орнаментами.

Собор парижской Богоматери

Крупнейшие готические соборы средневековой Европы:

  1. Нотр-Дам де Пари, строительство 1163-1365 гг., Франция, классический пример французской готики;
  2. Солсберийский собор, строительство 1220-1320 гг., пример ранней английской готики, самое высокое здание средневековой Англии;
  3. , строительство 1194-1260 гг., Франция, город Шартр, образец высокой готики, славится самым крупным набором витражей;
  4. Амьенский собор, строительство 1220-1269 гг., считается эталоном чистейшей французской готики;
  5. , строительство 1089-1499 гг., Великобритания, стиль перпендикулярная готика;
  6. , строительство 1258-1400 гг., Великобритания, образец украшательского стиля;
  7. , строительство 1221-1567 гг., Испания, уникальная испанская готика с элементами мавританского стиля;
  8. Миланский собор, XIV-XV вв., Италия;
  9. Санта Мария дель Фьоре, 1296-1436 гг., Италия, самый нестандартный собор готического периода, имеет множество оригинальных элементов: купол, фрески, мозаичные полы;
  10. Собор Святого Стефана в Вене, 1359-1511, Австрия, пример поздней немецкой готики.

За 400 лет в Европе появилось несколько сотен готических построек. Естественно, соборы – не единственный тип сооружений, также возводились монастыри (аббатства) и часовни (капеллы). Самая известная капелла средневековья — , где хранятся христианские реликвии. 

Капелла Сент-Шапель внутри

За много лет развития в готическом стиле сформировалось огромное количество декоративных направлений и их черт, здесь мы перечислим только самые общие.

Общие характеристики: 1) большие внутренние пространства; 2) Арки стрельчатой формы и стрельчатые формы вообще; 3) сложное декоративное оформление фасадов и интерьеров каменной резьбой; 4) витражи; 5) обилие орнаментов, главный из которых – масворк; 6) элементы оформления имеют религиозный символизм.

На фото ниже, представлены не только общие виды фасадов соборов, но и отжельные элементы интерьеров.

ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА И ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ

Таковы были возможности. Препятствий же было неисчислимое множество, по большей части искусственных, проистекавших из феодальной раздробленности. Снабжение материалами задерживалось из-за таких затруднений, которые теперь лишь с трудом можно себе представить.

В наше время снабжение — вопрос только расходов: например, если к каменоломням не существует удобного пути, то его создают; еще при Людовике XIV Вобан прорыл канал для обслуживания одной постройки. Но средневековые архитекторы Франции не располагали подобными средствами: подъездной путь, который облегчил бы все трудности доставки, редко бывал осуществим, — этому препятствовала феодальная политика.

Феодал боялся всякого участка дороги, который мог бы открыть соседнему сеньору доступ на его территорию; приходилось довольствоваться плохими дорогами; кроме того, при проезде через каждое новое феодальное владение приходилось уплачивать новые пошлины. Поэтому доставка была всегда не обеспечена и вдвойне разорительна: из-за расходов, вызываемых существом ее, и из-за произвольных обложений, к которым она давала повод.

При таком режиме приходилось обходиться возможно меньшим количеством материалов, в иных случаях применять посредственные материалы при наличии по соседству великолепных каменоломен; словом, приходилось обращаться с камнем, как с драгоценностью. Нужно было строить с наименьшей затратой материалов и заменять комбинации масс ухищрениями мастерства. Даже при такой постановке вопроса готические архитекторы, надо отдать им справедливость, сумели разрешить задачу. Они создали строительные методы, при которых материал, так сказать, стушевывается, где все сводится к конструктивной изобретательности.

Именно дух анализа и остроумия в конструировании и создал величие готического искусства, но он же постепенно привел и к его упадку: вызванный препятствиями, оправдывавшими его появление, он не сумел поставить себе предела и останавливался только перед невозможным; прежде чем отказаться от своих методов, он исчерпал их до конца. Его история — непрерывная цепь умозаключений, проникнутых неумолимой логичностью, которая делает каждую эпоху неизбежным следствием предыдущей эпохи. Можно больше или меньше восторгаться тем или иным периодом, но эти периоды фатально сменяют друг друга, как в органическом существе сменяют друг друга детство, зрелый возраст и старость: подобно живым существам, готическое искусство носило в самом себе зачатки своего упадка и неизбежность своей гибели.

Французские готические шедевры

Основателем этого стиля стал монах из аббатства Сен-Дени, который решил создать абсолютно новое здание. Его прозвали крестным отцом готики, а церковь стали показывать в качестве примера остальным архитекторам.

В четырнадцатом веке в столице Франции возник еще один яркий образец готической архитектуры, ставший известным во всем мире — Собор Парижской Богоматери, католический оплот веры в центре города, который сохранил в себе все особенности готического стиля в архитектуре и до наших дней.

Святыню построили там, где раньше римляне чествовали бога Юпитера. С давних времен место было важным религиозным центром.

В новую церковь закладывали первый камень Папа Александр Третий, а также Людовик Седьмой. Проектировал собор известный архитектор Морис де Сюлли.

Тем не менее основатель Нотр-Дама так и не увидел своего детища. Ведь собор был построен только после ста лет непрерывной работы.

Согласно официальной задумке, храм должен был поместить десять тысяч горожан, которые проживали в то время в Париже. И стать прибежищем и спасением в момент опасности.

После стольких лет строительства город вырос в несколько раз. Когда его доделали, собор стал центром всего Парижа. У входа тут же образовались базары, ярмарки, начали выступать уличные артисты. Цвет парижской знати собирался у него и обсуждал новые веяния моды.

Посмотрите видео о готическом стиле в архитектуре

Величие и кажущаяся невесомость готического собора заключается в сложнейшей конструкции, в технологии каркасного строительства, основанной на противопоставлении крепкого каркаса легкому заполнению. Основой сводчатой конструкции служили нервюры – выступающие ребра свода собора, образованные смыкающимися на потолке колоннами.

Нервюрный свод опирался не на стены, а на контрфорсы – массивные столбы, находившиеся либо на выступающей части стены, либо на отдельно стоящей опоре, связанной со стеной аркбутанами. В толстых глухих стенах, свойственных романскому стилю – предшественнику европейской готики, более не было необходимости.

При новой каркасной системе стену можно было легко заполнить окнами, а монументальные росписи, характерные для романских построек, заменить витражами – поместить изображение прямо внутрь окна, составив его из кусков цветных стекол.

Самая заметная отличительная черта стиля – стрельчатая арка, дуги которой пересекаются, образуя угол, а не полуокружность, свойственную романскому стилю. Главный вход в готический собор неизменно располагался со стороны его западного фасада – самого роскошного в плане убранства. Здание собора, таким образом, оказывается обращенным лицом к входящему – так в архитектурном замысле проявляется возросшее значение человеческой личности в средневековой культуре.

Франция: ранняя готика

Все важнейшие элементы готики: стрельчатые арки, нервюрные своды и аркбутаны — встречались уже в романских зданиях. Широкое использование всех этих элементов во Франции в XII в. привело к возникновению стиля, доминировавшего в европейской архитектуре в течение 350 лет. Для него характерны здания с подчеркнутыми вертикалями, облегченными стенами, хорошо освещенные через большие окна, застекленные дорогим цветным стеклом.

По мере эволюции стиля, эти черты также получали все большее и большее развитие. Скульптурные украшения ранней готики следовали поздним романским формам, но к XIII в. готический стиль полностью освободился от этого влияния как в формах, так в деталях украшений.

Нервюрный свод

В нервюрных сводах, таких как этот свод XIII в., дерево использовалось лишь для ребер, а сам свод был каменным, что ускоряло строительство.

Западный фасад. Собор в Шартре

На этом фасаде видны три портала, соответствовавшие нефам, круглое окно-роза и две башни. Такая композиция типична для готического портала.

Стрельчатые арки. Аббатство Понтиньи

В соборе аббатства преобладают стрельчатые арки. Их форма подчеркивает устремление ввысь готических соборов. Их можно было использовать как в квадратных, так и в прямоугольных пролетах, что существенно увеличивало возможности планировки.

Франция: готические жилые дома и замки

Во Франции готического периода было построено множество укрепленных городов, замков, жилых домов и административных зданий, значительное число которых сохранилось до наших дней.

В этих зданиях формы обычно были очень конструктивны. Декор и в церквях, и в жилых домах был одинаков: украшались окна, контрфорсы

В отличие от церквей, однако, особое внимание уделялось лестничным клеткам, которые часто делались выступающими из фасада и формировали главный вход здания. По лестнице можно было попасть в различные помещения

В отличие от Англии, в средневековой Франции главный зал не являлся центром дома.

Декор входа. Герцогский дворец. Нанси (1502-1544 гг.)

Вход в Герцогский дворец со стороны улицы украшен в стиле пламенеющей готики, хотя здесь использованы и другие элементы, а также натуралистичные украшения в виде листвы. Верхний этаж украшен орнаментом в виде ракушек, пилястрами и панелями с портретами.

Выдающиеся культурные деятели

Клаус Слютер

Прародителем готического архитектурного стиля является аббат Сугерий. Будучи священнослужителем монастыря Сен-Дени, он перестроил обветшавшую на тот момент церковь аббатства в невиданном ранее стиле. В реконструированной церкви были воплощены все основные технические и эстетические приёмы направления, которого позднее назвали готическим.

Говоря о личностях, поспособствовавших развитию готической культуры, нельзя не упомянуть и Клауса Слютера. Одним из самых известных его произведений является скульптура Колодец Моисея. Он выполнен в виде шестигранного подножия Распятия, которое окружено монументальными статуями ветхозаветных пророков. В углах группы размещены скульптуры скорбящих ангелов. В работах Слютера ярко прослеживается готический натурализм и монументальность. Его герои пластичны и близки к натуре.

Ещё одним исконно готическим видом искусства являются книжные миниатюры. Яркими представителями данного жанра выступают братья Лимбурги. Их миниатюры отличались не только высокой реалистичностью и передачей объёма, но и поэтическим и правдивым изображением повседневного быта и природы.

Цвета готики

Ключевым цветом готического стиля традиционно считается фиолетовый, олицетворяющий единство земного (кроваво-красный) и небесного (синий). Сейчас он, в неярких, сдержанных тонах, используется в основном для оформления кровли. Для фасадов подходят солидные, неброские оттенки светло-серого, глинисто-коричневого, камуфляжно-зелёного. Основные цвета витражей в готическом стиле: красный, синий и желтый. Выразительные контрасты создаются путём использования белого или чёрного цветов.

В Англии и Германии выделяют несколько иные этапы готического стиля в архитектуре:

— Ланцетовидная готика. 13 век. Характерным элементом являются расходящиеся пучки нервюр сводов , напоминающих ланцет.

Собор в городе Дареме. Ланцетовидная готикаИнтерьер собора в городе Дареме. «Распускающиеся пучки» нервюр. Ланцетовидная готика

— Украшенная готика. 14 век. Декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Своды собора в Эксетере имеют дополнительные ребра, и кажется, будто над капителями вырастает огромный цветок.

Собор в Эксетере. Украшенная готикаИнтерьер собора в Эксетере. Украшенная готика

 — Перпендикулярная готика. XV век. Преобладание вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. В соборе Глостера ребра разбегаются от капителей, создавая подобие раскрытого веера, — такой свод и называют веерным. Перпендикулярная готика просуществовала до начала XVI в.

Собор Глостера. Перпендикулярная готикаИнтерьер собора Глостера. Перпендикулярная готикаИнтерьер собора Глостера. Перпендикулярная готикаУльмский Собор. Перпендикулярная готикаУльмский Собор. Перпендикулярная готикаИнтерьер Ульмского собора. Перпендикулярная готика

  — Тюдоровская готика. Первая треть XVI века. В этот период строятся здания по форме совершенно готические, но почти все без исключения светские

Самой важной отличительной чертой тюдоровских строений можно считать использование кирпича, который довольно внезапно распространился во всей Англии. Типичное тюдоровское поместье (например, Ноул или Сент-Джеймский дворец в Лондоне) кирпичное или каменное, с надвратной башней

Вход во внутренний дворик через широкую низкую арку (арку Тюдоров), по бокам часто строили восьмиугольные башни. Часто над входом находится большой фамильный герб, т.к. многие семьи лишь недавно приобрели аристократический статус и хотели его подчеркнуть. Крыша часто почти сплошь застроена декоративными башенками и трубами. Замки к тому времени были уже не нужны, так что укрепления — башни, высокие стены и т.п. — строили чисто для красоты.

Зондерготика (от нем. Sonder – «особая») – позднеготический стиль архитектуры, бывший в моде в Австрии, Бавариии и Богемии в XIV-XVI веках. Для стиля характерны массивные величественные здания, тщательно вырезанные из древесины детали внутреннего и внешнего декора.

Особенности ранней готики. Главные отличительные признаки.

Исключительно стрельчатые арки

Особенности зрелой готики. Главные отличительные признаки.

Крыши башен ажурные

Особенности поздней готики. Главные отличительные признаки.

Крыши с куполами

Германия

Готический стиль в архитектуре был назван в честь племен, проживающих на немецкой территории. Именно в этой стране он пережил свой расцвет. Главными достопримечательностями готической архитектуры в Германии можно назвать:

1. Кельнский собор. Этот храм начал строиться еще в тринадцатом веке. Тем не менее закончили работу над ним лишь в девятнадцатом столетии, в тысяча восемьсот восьмидесятом году. Его стиль напоминает Амьенский собор.

У башен острые окончания. Средний неф высокий, в то время как остальные четыре приблизительно одних пропорций. Декор для собора очень легкий и изящный.

В то же время заметны скованные сухие пропорции.

2. Собор в Вормсе, построенный в тринадцатом веке по приказу местного управителя.

3. Нотр-Дам в Ульме.

4. Собор в Наумбурге.

Каковы особенности кухни в готическом стиле?

Она прекрасно подойдет тем, кто не любит готовить и кому нравится идея наличия кухни, как некого музейной комнаты.

Разумеется, отказаться от современных решений хранения продуктов и еды не удастся, однако в таком случае стоит заказать или присмотреть столешницу из темного дерева, такой же темный, вероятно имитирующий камень, холодильник.

Столешницу и подвесные тумбы украсят витражные рисунки. Более эстетичный вид так же придаст вытяжка из камня, фартук, кажущийся выложенным щебнем.

Допустимо и смешение современного и готического стилей, упрощающее жизнь хозяевам дома – так куда легче оформить помещение и сохранить в нем готический шарм.

Однако в любом случае нужно прятать все «связи» с современностью – всевозможные провода, шнуры и тяжелые проводники. Все счетчики и щитки лучше установить в подвале или за домом.

Помните, что задача внедрения готического и неоготического дизайна – создание богатого средневекового замка, вероятно не полностью обустраивая таким образом жилище, но применяя их элементы, чтобы на выходе не получить перегруженное деталями мрачное здание, а шикарное, вселяющее уважение и захватывающее дух, помещение.

Кухня в готическом стиле

Готический стиль как художественный, архитектурный стиль зародился в 12 веке на севере Франции. Затем с 13 по 16 века готика распространилась по всей Европе. Название Готика происходит от названия германского племени раннего средневековья готов. Изначально готический стиль распространялся на архитектурные здания и сооружения, и только потом в готическом стиле стали оформлять интерьеры. Особенно проявился архитектурный готический стиль в постройке соборов, храмов, монастырей. Здания в готическом стиле выглядят величественно, с характерными для данного стиля узкими, устремлёнными вверх башнями и колоннами, арками с заострёнными верхушками, многочисленными резными деталями на фасадах и стрельчатыми окнами с витражами.

Особенности готического стиля

Интерьер в готическом стиле это интерьер, созданный в духе средневековья, с характерным дизайном, декором и особенностями, своими отличительными чертами и элементами. Особенностями готического стиля в интерьере кухни являются устремлённые вверх элементы, подчёркнутая вертикальность конструкций и деталей, зрительное создание воздушной, лёгкой обстановки в помещении, мистические, нереальные формы. Непременными атрибутами готического стиля в интерьере, в том числе и на кухне являются своды сложной, стрельчатой формы, большие окна и цветные витражи.

кухня в готическом стиле

Оформление помещения в готическом стиле это в первую очередь попытка создания подобия средневекового замка, величественного, мистического, загадочного и изящного. В обычной квартире создать интерьер в готическом стиле будет сложно. Готический стиль больше подойдёт для загородного дома или просторного помещения с высокими потолками, большими окнами, возвышающимися колоннами, арочными перекрытиями и устремлёнными вверх винтовыми лестницами.

Если размеры кухонного помещения не совсем подходят для оформления общего дизайна в готическом стиле, то на кухне можно использовать элементы готики.

Готический стиль в интерьере кухни приветствует такие натуральные материалы, как древесина классических пород — ель, дуб, орех, природный и натуральный камень, натуральная кожа, железные и бронзовые детали и элементы.

Пол в готическом стиле

Пол на кухне в готическом стиле можно выложить керамической плиткой, паркетом или фактурной массивной доской тёмного цвета. Если предпочтение отдано плитке, то она должна быть тёмных оттенков, рельефной, шестиугольной или квадратной формы, с абстрактным или растительным орнаментом.

готическая кухня

Потолок в готическом стиле

Потолок в интерьере готической кухни преимущественно высокий. На потолке в готическом стиле можно создать эффект кирпичной или каменной кладки, декоративные своды, использовать тёмные деревянные балки. Также готический потолок можно украшать лепниной, ажурными, готическими орнаментами и рисунками. Освещение на кухне в готическом стиле осуществляется с помощью большой кованой люстры подвешенной на цепях, с эффектом свечей вместо ламп или витражными вставками и стилизованными светильниками и канделябрами.

Стены в готическом стиле

Стены в интерьере готической кухни могут быть неоднородными, то есть одну стену можно оформить в виде каменной или кирпичной кладки, а другие расписать или оклеить обоями с орнаментами и узорами в готическом стиле. Характерные для средневекового готического стиля мотивы и узоры это трифоль – так называемый трилистник, узор из четырёх лепестков, готическая роза, геральдический мотивы, родовые гербы, королевские регалии, мистические животные, такие как драконы. Также стены в готическом стиле можно декорировать резными дубовыми панелями, буазери. Кухонный фартук можно выложить мозаикой с характерных рисунком.

Мебель в готическом стиле

Мебель на кухне в готическом стиле тяжёлая, массивная, устремлённая вверх, изготовленная из тёмного дерева. На мебели могут присутствовать железные или бронзовые вставки, кованые элементы. Спинки стульев высокие, резные, имитирующие архитектурные детали средневековых замков и соборов. Стол просторный, большой, деревянный. Также на готической кухне могут присутствовать стилизованные скамьи, сундуки, которые можно использовать в качестве стульев. Навесные шкафы на готической кухне могут быть глухими или со стеклом, украшены витражами или рамками стрельчатой формы.

готический стиль в интерьере кухни

Для оформления кухни в готическом стиле в качестве декора и аксессуаров можно использовать рыцарскую атрибутику – доспехи, мечи, гербы. Также отлично будут смотреться каменные и деревянные резные детали, так как резьба по дереву и камню была довольно распространена в эпоху средневековья.

Викторианская готика, неоготика

В период с 16 по 18 века в Великобритании, как и в других странах Европы развивались роскошные дворцовые стили, но с наступлением 19 века всё изменилось. Появилась мода на старину и после 300 лет забвения готика начала снова возрождаться. На этот раз Англия стала законодателем мод обновлённого стиля для всего континента.

Первой значимой постройкой в готическом стиле стал особняк Строуберри Хилл, построенный богатым графом Горацием Уолполом. Поначалу графа воспринимали, как чудака, отчасти так и было, но со временем интерес к стилю становился всё сильнее. Архитекторы всё чаще использовали сложный готический декор, применяя современные строительные материалы. В конце концов к середине XIX века каждый состоятельный человек считал за необходимость иметь в своём поместье хотя бы одну готическую комнату. Всё это происходило в период правления королевы Виктории, поэтому новый стиль получил название Викторианская готика. В последствии, стиль стали также называть Gothic Revival («готическое возрождение»).

Вестминстерский дворец, общий вид

Крупнейшей и знаковой постройкой, ставшей визитной карточкой неоготического стиля, стало здание парламента – Вестминстерский дворец. Из-за пожара, огромный средневековый комплекс зданий дворца практически полностью сгорел, для восстановления были наняты лучшие архитекторы своего времени: Чак Берри и Огастес Пьюджин. Здание не было восстановлено с исторической точностью, фактически было построено новое, с новыми залами, и интерьерами. Мастера не только использовали старинные готические элементы, но и обогатили стиль новыми, продемонстрировали как можно создавать ультрасовременные интерьеры на средневековый манер.

Центральный зал для встреч, потолок, Вестминстерский дворец

Крупные постройки:

  1. Особняк Строуберри Хилл, кон. XVIII в., Великобритания, первая значительная постройка с готическим интерьером, ставшая символом возрождения стиля;
  2. , даты реконструкции 1840-1860, первая крупная неоготическая постройка в группе неоготических общественных зданий;
  3. Интерьеры отдельных комнат в крупных поместьях: гостиная в замке Истнор, и пр.
  4. Замок Бельвуар был реконструирован в нач. XIX в. имеет роскошный холл с парадной лестницей и библиотеку в готическом стиле, 
  5. Церк­овь Святого Петра в Лидсе, 1839-1841, арх. Р. Д. Чантрелл)
  6. Церковь святого Эдигия в Чидле, 1841, Великобритания, церковь имеет совершенно нетипичный по сравнению со средневековой готикой интерьер;
  7. Мемориал принца Альберта — монумент в Кенсингстонском парке Лондона, памятник в неоготическом стиле был открыт королевой Викторией в честь своего мужа Альберта, скончавшегося в 1861 году.

Общие признаки: 1) возрождение старинных традиций готики, копирование старых образцов; 2) применение современных строительных материалов; 3) архитектурные импровизации и эксперименты – совмещение готики с элементами других стилей; 4) в целом декоративное оформление оставалось крайне сложным и насыщенным, многоакцентным.

Викторианский стиль оказал сильнейшее влияние на архитектуру других стран. Английские архитекторы работали в Австралии, США, Венгрии и, даже, в России.

Искусство

Расцвет готического искусства пришёлся на момент начала развития средневековой научной мысли. Так монастыри утрачивали роль главенствующих центров культуры. Мастера стали обращаться не только к религиозным мотивам, но и более обыденным сюжетам. В целом готическое искусство полностью отражает противоречие своей эпохи – это классицизм, причудливое переплетение реализма и человечности а так же догматичное религиозное наследие. В данном периоде начинает зарождаться светская архитектура – кроме ратуш и церквей возводятся и каменные дома для обеспеченных граждан, формируется тип городского многоэтажного дома.

Однако классический готический стиль наглядней всего проявился именно в церковной архитектуре. Так соборы и церкви вмещают не только все отличительные черты и новшества стиля, но и уникальные декоративные и скульптурные элементы.

Влияние византийского стиля в архитектуре ярко прослеживается в таких течениях средневекового искусства, как романский стиль и готика.

Неотрывно от архитектуры в средневековом готическом искусстве развивалась и скульптура. Сюжеты и содержание последней были полностью подчинены религиозным мотивам. Нередко в скульптурах воплощались и реальные исторические события, живущие епископы и короли.

Ниже приведены несколько отличительных черт готических скульптур:

  1. Максимальное наделение героев человеческими эмоциями и чертами.
  2. Обособленность скульптуры от стены, в отличие от романского стиля. Так готические скульптуры всегда объёмны, они находится на постаментах у стены и нередко выходит за её пределы.
  3. Обилие объёмных складок и натуралистичность изображений и пропорций тел героев.

Наряду со скульптурой получила широкое развитие и витражная живопись. Техника исполнения витражей не изменилась, однако цветовая палитра и тематики стали значительно богаче и разнообразней. Так вместе с изображением религиозных сюжетов стали появляться и витражи на бытовые темы.

Также особое место в готической культуре занимают книги, которые уже начинают писать не только в церковнослужители, но и городские мастера. Зачастую это были романы, басни, хроники, трактаты и притчи. Вместе с книжным делом развивается и книжная миниатюра. Готические книжные иллюстрации отличаются особой реалистичностью и крайне высоким качеством исполнения.

Франция: лучистая и пламенеющая готика

Ранняя готика во Франции сменилась лучистой (середина XIII в.) и затем пламенеющей (до XVI в.). Оба периода получили свое название по характеру декора и резьбы в виде расходящихся лучей и языков пламени. Изменения в это время в основном касались декоративных, а не конструктивных аспектов. Здания достигли большей высоты — до 48 м, например в соборе Бове, стены делались все более легкими, арочные проемы увеличивались, все больше использовались витражи.

В пламенеющей готике, появившейся в конце XIV в. и распространенной до конца XVI в., к этим чертам добавился обильный декор. Изменения коснулось в первую очередь внешнего вида зданий, хотя некоторые детали интерьеров также отошли от прежней простоты.

Переходный стиль резьбы. Собор Сент-Уан. Руан

Западное окно с похожей на пламя наружной ажурной резьбой, демонстрирует переход от лучистого к пламенеющему стилю.

Пламенеющий стиль. Собор Труа

Относящийся к XVI в, западный фасад собора в Труа — яркий пример пламенеющей готики с архитектурным декором, напоминающим языки пламени.

Глухая аркада. Собор. Бове

Каждая деталь портала трансепта собора в Бове украшена, причем здесь использована «слепая» ажурная резьба, в которой промежутки между каменным узором заполнены не стеклом, а камнем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector