Готический стиль — признаки стиля, примеры интерьеров разных эпох (60 фото)
Содержание:
- Выбор мебели
- Ланцетовидная готика, ранний период
- Появление готического стиля во Франции
- Как отличить романский стиль от готики?
- Англия: интерьеры в стиле украшенной готики
- Витражные готические орнаменты
- Gothic II и Gothic II: Ночь Ворона[]
- Цветки с лепестками: трилистники, четырёхлистники и подобные орнаменты
- Стрельчатая остроконечная форма – основной орнаментальный мотив
- Викторианская готика, неоготика
- Признаки готического стиля
- Готический стиль в интерьере: декор
- Глостерский собор
- Фасад
Выбор мебели
Массивная деревянная мебель в готическом стиле подойдёт для оформления как просторного, так и небольшого помещения.
В гостиной можно разместить массивные стулья, табуреты, шкафы, столы. Натуральный материал может быть не окрашен, приветствуется декоративная резьба. Интерьер спальной комнаты может быть дополнен кроватью с балдахином, изголовье также должно быть массивным.
Деревянные элементы в интерьере можно заменить коваными. Столы и стулья на кованых ножках подчеркнут роскошь и изящество оригинального стилистического направления.
Роскошная кровать в готическом интерьереИсточник tpg.ua
Необычные модели буфетов и шкафов на больших высоких ножках дополнят интерьер гостиной. Дверцы шкафов или фасады кухонного гарнитура могут быть украшены витражами. Отдельные декоративные элементы, украшающие мебель, можно покрыть золотой или серебряной краской.
Приветствуется наличие оригинальных потайных конструкций, например, ящиков, ларцов, сундуков.
Стильное оформление интерьера в стиле готикаИсточник goodfon.ru
Завершить стилизацию готического интерьера можно с помощью мраморных элементов, например, столешницы, больших зеркал, отделки камина натуральным камнем или мрамором.
Ланцетовидная готика, ранний период
Ланцетовидная готика – ранний период развития готической архитектуры в Англии, который продолжался с 1180 г. по 1240 г. Для этого периода характерно влияние предшествующей романской архитектуры и французской культуры. Французское влияние связано с тем, что , где активно развивалась готика, в XII веке были завоёваны Англией.
Кентерберийский собор, башня
Название направления «ланцетовидный», связано с распространённой в это время формой окон – узких, высоких, с небольшим стрельчатым завершением. Слово происходит от понятия «ланцет» — заострённый клинок.
Постройки:
- Кентерберийский собор, к ранней готике относится главным образом оформление хора (пространство перед алтарём), прототипом для всего проекта послужил французский собор в городе Санс;
- Даремский собор, 1093-1133 гг., собор планировался в романском стиле, но был перестроен в стиле ранней готики;
- Собор в Уэльсе, 1185-1240 гг., в последствии был перестроен в стиле украшенной готики.
Признаки: 1) Высокие узкие окна (ланцетовидные); 2) признаки романского стиля; 3) отсутствие «вертикализма» при сравнении с французскими постройками.
Появление готического стиля во Франции
Готическая архитектура во Франции была результатом появления в 12-м веке мощного французского государства, сосредоточенного в Иль-де-Франс. Во времена правления Людовика VI Франции (1081–1137 гг.) Париж был главной резиденцией королей Франции, Реймс служил местом коронации, а аббатство Сен-Дени стало их церемониальным местом захоронения. Аббат Сен-Дени, Сугер, был советником Людовика VI и Людовика VII, а также историком. Он наблюдал за реконструкцией амбулатория Сен-Дени, что сделало его первым и наиболее влиятельным примером готической архитектуры во Франции.
В конце существования династии Капетингов (1180–1328), три короля; Филипп Август (1180–1223), Людовик IX Франции (1226–1270) и Филипп ле Бель (1285–1314) утвердили Францию в качестве главной экономической и политической силы на континенте. В это же время основываются Университета Парижа или Сорбонны. Это дало толчок к появлению высокой и пламенеющей готики, и строительству некоторых из самых известных соборов, включая Шартрский собор, Реймсский собор и Амьенский собор.
Реймский собор
Как отличить романский стиль от готики?
Готический стиль тоже стиль Средневековья. Он сменил романский стиль в начале 13 века. Но его создание и внедрение происходили постепенно, ещё в 12 веке.
Поэтому многие сооружения содержат в себе проявления обоих стилей. Начало их строительства приходилось на эпоху романского стиля, а достраивались они уже под влиянием готики.
Основное отличие стилей — в их предназначении. В период романского стиля сооружения были невысокими и мощными, а основной их целью было служить как убежище и защищать от врага.
То были церкви-замки, внушительные неприступные соборы, неприметные базилики, которые сливались с пейзажем.
Но в период готики защита была уже не так важна. Поэтому расширялись окна, строились более высокие сооружения, применялись декоративные элементы.
Готика заимствовала у романского стиля крестовый свод на потолке.
Сводчатый потолок Святой капеллы (Сент-Шапель) в Париже. Большие витражные окна капеллы, которые разделены тонкими колоннами, указывают на готический стиль постройки.
Только раньше, чтобы потолок не обрушился, архитекторам приходилось делать очень толстые стены, которые смогли бы удержать на себе вес потолка. В период готики вес потолка переносится наружу. К сооружению пристраивается дополнительная конструкция, которая служила опорой.
Благодаря этому архитекторам удалось уменьшить толщину стен и увеличить двери и окна.
Основные отличия:
Романский стиль | Готика |
Основные сооружения: базилики, соборы, церкви, замки | Помимо церквей и собор строятся дворцы, частные дома богатых людей |
Достаточно низкие сооружения | Высокие сооружения с остроконечными элементами |
Толстые стены с узкими окнами и дверьми, чтобы было легче обороняться, а врагу — сложнее попасть внутрь | Тонкие стены, большие ажурные окна, большие двери. Свет играл важную роль |
Сводчатые потолки | Сводчатые потолки с тонкими стенами |
Полукруглые арки | Стрельчатые арки |
Почти полное отсутствие декора | Каменная резьбы, ажурные окна. В период поздней готики строения делаются как можно более простыми, а вот декор, наоборот, усложняется |
Идеология — религия | Идеология — религия и мистика |
Примеры готики в архитектуре
Солсберийский собор, Англия, построенный в готическом стиле.
Миланский собор в Италии. О готике говорят остроконечные шпили и ажурность деталей.
Брюссельская ратуша, Бельгия
Обратите внимание на декоративные элементы башни и ажурность окон. Читайте про другие архитектурные стили: Барокко и Рококо
Читайте про другие архитектурные стили: Барокко и Рококо.
Англия: интерьеры в стиле украшенной готики
Стрельчатые арки стали одним из характерных элементов английской украшенной готики. Они располагались и на фасадах и в интерьерах. Из них состояли порталы зданий. Усилия зодчих сосредоточились не столько на конструктивной, сколько на декоративной стороне архитектуры. Стены практически исчезли. Их заменили решетка окон и арочные проемы, своды приобрели сложный арочный рисунок. Характерен для этого времени веерный свод — это нервюрный свод, в котором нервюры исходят из одного угла, образуя рисунок, напоминающий веер. Резная ли-ства, служившая, в частности, для украшения капителей, стала более сложной и менее стилизованной, чем ранее, и украшения, если их использовали, были богаче.
Четырехлистный цветок. Собор. Или
В этом соборе XIV в. арки и пространство над ними были украшены орнаментами, в том числе в виде четырехлистников. Такой орнамент характерен как для украшенной готики, так и для перпендикулярной.
Ранний украшенный стиль. Собор. Личфилд
Неф собора украшен геометрическим ажурным узором, его опоры с пучками колонн покрыты ромбовидным орнаментом.
Фасады зданий перпендикулярного стиля
Основной чертой перпендикулярной готики стало преобладание прямых линий, как горизонтальных, так и вертикальных. Окна и поверхности стен часто разделены каменной резьбой на ряды прямоугольных панелей. Стало популярным сооружение небольших капелл во дворцах, аббатствах, университетах. Перпендикулярный стиль не похож на каком-либо европейский архитектурный стиль и явился завершающим этапом развития готики, которая в других странах времени уже переживал свой упадок или сменилась ренессансной архитектурой.
Капелла Кингз-Колледж. Кембридж (1446-1515 гг.)
Строительство капеллы было начато в 1446 г., но из-за войны Алой и Белой розы закончилось лишь в 1515-м г. Как и часовня св. Стефана в Вестминстере, это здание построено по образу Сент-Шапель в Париже, с большими витражами, практически заменившими стену.
Арка с четырьмя центрами. Йелвертофт
Помимо прямоугольных панелей стены и прямых средников окна, окно северного придела церкви Йелвертофт в Нортгемптоншире имеет четырехцентровую арку. Для того чтобы ее начертить, требуется провести четыре окружности, отсюда и ее название.
Витражные готические орнаменты
Витражи – ещё один важнейший элемент украшения готического здания. В первые столетия развития стиля витражи были основным видом внутреннего декора и художественного наполнения интерьера. Большая часть витражей имели сюжеты, но вписаны эти сюжеты были стеклянные полотна с орнаментами; использовался растительный орнамент или геометрический.
Читайте статью: Готические витражи, их виды и технология изготовления
Орнаментальный витраж, Шартрский собор
Также существовали и чисто орнаментальные витражи без сюжета. Таким образом застеклялись окна, для которых ещё не были разработаны полноценные витражные композиции. Иногда, такие окна становились частью интерьера и не менялись.
Часовня Девы Марии в Уэльском соборе, 14 в.
Деталь окна в Уэльсе, многие витражи были разбиты в годы реформы церкви и собраны в обычную мозаику
Абстрактные готические витражи. Во многих старинных соборах вы можете увидеть окна с орнаментами в стиле абстракционизма. Многие задаются вопросом, как в средневековых постройках оказались изображения, характерные для 20 века. Всё очень просто, многие витражи, со временем разрушались в результате войн, стихийных бедствий или погромов. Не имея никаких возможностей восстановить стеклянное полотно в первозданном виде, мастера просто собирали цветные стёкла в случайном порядке, стараясь сохранить лишь общую цветовую композицию. Конечно, никакого кубизма или абстракционизма в этих старинных конструкциях нет.
Gothic II и Gothic II: Ночь Ворона[]
После того, как заключенные сбежали из Горной долины, замок оккупируют паладины, цель которых — собрать руду и доставить ее на континент. Вскоре его осаждают орки, а внешнее кольцо разрушено Драконами. Зеленокожие устанавливают таран возле самой полуразрушенной восточной части замка, потому что паладины закрыли ворота. Однако таран рухнул на землю, не позволяя оркам переместить его. Это стало единственным путем к замку, поскольку паладины заперли ворота.
Ворота в замок
Орочьи таран
Обучение солдат
К югу от замка
Западная стена
Когда Безямянный возвращается в Долину, он находит в замке Горна и Мильтена. Во время охоты на драконов сюда также попадают Ангар и охотники на драконов. Если Безымянный герой захочет позвать Торлофа как капитана корябля ему придется впустить орков в замок. Перед тем, как орки начнут свою последнюю атаку, Лорд Хаген отправляется с отрядом паладинов на перевал, чтобы предотвратить смерть Гаронда и его солдат.
Цветки с лепестками: трилистники, четырёхлистники и подобные орнаменты
Второй по популярности готический орнамент – это цветок с лепестками. Основу узора составляют окружности, которые образуют контуры лепестков цветка. В зависимости от количества лепестков меняется и символическое значение узора. Если вглядеться в декор любого средневекового собора, то вы обязательно увидите эти простые графические изображения. Они используются повсеместно: в оформлении окон, лестниц, потолочных бордюров и стен.
Трилистники и четырёхлистники на аркатурном поясе (настенный орнамент)
Переплёт круглого окна-розы состоит из цветков с лепестками
Трифолий – трилистник, символ пресвятой троицы (Бога-отца, Сына и Святого Духа)
Квадрифолий – цветок четырёхлистник, так в готике обозначается листок клевера, который считается символ удачи. Согласно библейской легенде, когда Ева покидала Райский сад, она взяла с собой листок клевера. Именно поэтому цветок символизирует удачу, спасение, жизнь в Раю.
Потолок в , XIX в.
Также используются цветки с большим количеством лепестков, но стилистика их одинакова.
Стрельчатая остроконечная форма – основной орнаментальный мотив
Стрельчатая остроконечная арка — это визитная карточка готического интерьера. Такая форма – не прихоть архитекторов, а результат инженерных расчетов. Архитекторы рассчитали, что остроконечный потолочный свод позволяет уменьшить нагрузку на опоры. Именно поэтому в любом средневековом храме мы видим так много стрельчатых форм. Придя к тому, что острые вершины являются оптимальными для строительства, декораторы начали использовать подобные контуры оформлении стен, чтобы создать единую гармоничную атмосферу.
Читайте статью: Готические арки, где перечислены виды арок, способы их применения и оформление.
Как образуется форма классической арки? Возможно, вы не заметили сразу, что основу готической вершины составляют дуги окружностей. Вершина образуется за счёт пересечения двух дуг с равным радиусом. В зависимости от величины радиуса различают разные типы арок.
Если вы присмотритесь к тому, как оформлены стены в большинстве готических соборов, то увидите, что арочные формы присутствуют не только в сводах и самих арках, они также делят все поверхности стен на сектора. Именно эти сектора создают своеобразную сетку для дальнейшего декорирования. Таким образом стрельчатая арка, а точнее ее контур, — это основа любого готического интерьера.
Стрельчатые контуры на стенах окружают окна
Смотрите весь проект интерьера жилой квартиры в старинной часовне (США).
На примере интерьера квартиры, находящейся в перестроенной часовне, хорошо видно, что все готические окна окружены дополнительными стрельчатыми контурами. Таким образом, получается повторяющийся настенный рисунок.
Викторианская готика, неоготика
В период с 16 по 18 века в Великобритании, как и в других странах Европы развивались роскошные дворцовые стили, но с наступлением 19 века всё изменилось. Появилась мода на старину и после 300 лет забвения готика начала снова возрождаться. На этот раз Англия стала законодателем мод обновлённого стиля для всего континента.
Первой значимой постройкой в готическом стиле стал особняк Строуберри Хилл, построенный богатым графом Горацием Уолполом. Поначалу графа воспринимали, как чудака, отчасти так и было, но со временем интерес к стилю становился всё сильнее. Архитекторы всё чаще использовали сложный готический декор, применяя современные строительные материалы. В конце концов к середине XIX века каждый состоятельный человек считал за необходимость иметь в своём поместье хотя бы одну готическую комнату. Всё это происходило в период правления королевы Виктории, поэтому новый стиль получил название Викторианская готика. В последствии, стиль стали также называть Gothic Revival («готическое возрождение»).
Вестминстерский дворец, общий вид
Крупнейшей и знаковой постройкой, ставшей визитной карточкой неоготического стиля, стало здание парламента – Вестминстерский дворец. Из-за пожара, огромный средневековый комплекс зданий дворца практически полностью сгорел, для восстановления были наняты лучшие архитекторы своего времени: Чак Берри и Огастес Пьюджин. Здание не было восстановлено с исторической точностью, фактически было построено новое, с новыми залами, и интерьерами. Мастера не только использовали старинные готические элементы, но и обогатили стиль новыми, продемонстрировали как можно создавать ультрасовременные интерьеры на средневековый манер.
Центральный зал для встреч, потолок, Вестминстерский дворец
Крупные постройки:
- Особняк Строуберри Хилл, кон. XVIII в., Великобритания, первая значительная постройка с готическим интерьером, ставшая символом возрождения стиля;
- , даты реконструкции 1840-1860, первая крупная неоготическая постройка в группе неоготических общественных зданий;
- Интерьеры отдельных комнат в крупных поместьях: гостиная в замке Истнор, и пр.
- Замок Бельвуар был реконструирован в нач. XIX в. имеет роскошный холл с парадной лестницей и библиотеку в готическом стиле,
- Церковь Святого Петра в Лидсе, 1839-1841, арх. Р. Д. Чантрелл)
- Церковь святого Эдигия в Чидле, 1841, Великобритания, церковь имеет совершенно нетипичный по сравнению со средневековой готикой интерьер;
- Мемориал принца Альберта — монумент в Кенсингстонском парке Лондона, памятник в неоготическом стиле был открыт королевой Викторией в честь своего мужа Альберта, скончавшегося в 1861 году.
Общие признаки: 1) возрождение старинных традиций готики, копирование старых образцов; 2) применение современных строительных материалов; 3) архитектурные импровизации и эксперименты – совмещение готики с элементами других стилей; 4) в целом декоративное оформление оставалось крайне сложным и насыщенным, многоакцентным.
Викторианский стиль оказал сильнейшее влияние на архитектуру других стран. Английские архитекторы работали в Австралии, США, Венгрии и, даже, в России.
Признаки готического стиля
Уникальный интерьерный жанр восхищает искусностью исполнения фресок на темных стенах и витражей на окнах, заколдовывает преобладанием деталей обстановки темных цветов, поражает самобытной мебелью с резными фасадами из ценных пород древесины и филигранным декором кованых светильников.
Деревянная обшивка стен, паркет на полу, арка вместо дверей, старинная мебель с резными элементами и ковровые дорожки с характерными узорами, — признаки готического стиля
Дизайн интерьера в готическом стиле способен кардинально изменить привычный облик дома, превратив его в сказочный замок. Эстетическими ориентирами этого стилистического направления является перечень особенностей:
насыщенная цветовая гамма с преобладанием черного, бордового, пурпурного, фиолетового, темно-серого цвета;
Цветовая гамма в готическом интерьере: бордовые стены и мебель из темных сортов дерева
- большое количество деталей обстановки из металла – распашные двустворчатые межкомнатные двери с тяжеловесными ручками, сделанными в виде больших навесных колец, кровати с колоннами и лаконичными балдахинами из тяжеловесных тканей, массивным изголовьем и изножьем в виде стрельчатой арки, габаритные настенные и напольные зеркала с резными рамами из бронзы;
- преобладание антиквариата – старинных подсвечников, канделябров, статуэток, настольных часов, сундуков и прочих раритетных предметов интерьера, выступающих в качестве связующего звена между аскетичной древностью Средневековья и излишеством современности;
Домашний кабинет в готическом стиле: картины, рыцарские доспехи, шкатулка, старинные доспехи и кованная многоярусная люстра
камин с кованым порталом, украшенным растительными узорами, сложными переплетениями витиеватых декоративных элементов, отражающих кельтские мотивы или геральдические эмблемы;
Камин с кельтскими узорами в готической гостиной
- каминная полка, облицованная изразцами и заставленная канделябрами с горящими свечами, настольными зеркалами;
- шторы из ценных видов ткани – бархата, велюра, жаккарда, вуали, дамасского шелка, атласа;
Шелковые шторы станут украшением домашнего кабинета в готическом стиле
крупноформатные окна арочной формы со стрельчатой верхней частью и многочисленными металлическими переплетами обязательно дополняются массивными рамами из дерева со ставнями с железными засовами.
Огромные окна с множеством переплетений станут украшением дома в готическом стиле
Обилие архитектурных вкраплений и изысков средневекового искусства, характеризующих готический стиль интерьера, требует наличия крупногабаритных комнат в жилье с высокими потолками. Поэтому воссоздать атмосферу средневекового замка намного проще в доме с большой жилой площадью, чем в квартире, где массивные предметы интерьера в темных тонах могут создавать ощущение камерности и выглядеть аляповато. Поэтому дизайнеры рекомендуют готический стиль в интерьере квартиры использовать для двухуровневого жилья, где гармоничный симбиоз каменной отделки стен и пола, мебели с мраморными столешницами, габаритных люстр с коваными плафонами в виде подсвечников будет смотреться органично и завораживать, передавая манеру оформления замков и домов во времена Средневековья.
Квартира в готическом стиле. Массивная мебель в ограниченном пространстве не самое удачное решение
Небольшая комната в загородном доме с элементами готики: деревянная мебель, узорчатая обшивка мебели, стрелкообразный декор камина и светильники «под старину»
Классическая гостиная в готическом стиле: кессонный потолок, арки и каменные колонны, камин и др.
Обеденная комната в готическом стиле: потолок с деревянными балками, декоративный кирпич на стенах, большие окна и стилизованная мебель
Готический стиль в интерьере: декор
Отдельно надо сказать о декоре, поскольку именно декоративные элементы придают готическому интерьеру особый настрой и тон. Необходимо выбирать смелые и драматичные, но элегантные материалы для вашей современной готической комнаты.
Подберите шелковые, атласные и бархатные ткани с насыщенными и смелыми цветами, узорами и текстурами. Бархат — самый лучший выбор для штор или мебельного покрытия. Атлас также отлично подходит для штор, постельных принадлежностей и подушек.
Готика не для робких и сдержанных людей, поэтому не бойтесь драпировочных тканей. Ваша готическая спальня будет декадентской, роскошной и очень чувственной, если вы добавите туда богатую драпировку на окна или покрывало.
Готический стиль в интерьере всегда отличали множество декоративных украшений. Вы можете выбрать декор с тяжелыми элементами из кованого железа, металла, дерева или камня.
Тяжелые изогнутые люстры из кованого железа или чугуна, такие же канделябры и подсвечники, резные бра и лампы, декоративные решетки на окнах и каминах, холодное оружие, доспехи… Все это элементы готического декора.
Добавьте в декор керамическую посуду, статуэтки, часы, картины, изображающие сцены из жизни викторианской эпохи, зеркала, обрамленные в оправу из темного дерева.
Гобелены — неотъемлемая часть готики. Они могут быть как украшения на стенах, так и служить покрывалами на кровати или диванах. Но следите, чтобы рисунок и тема гобелена не были слишком современными, что может выбить гобелен из всей атмосферы таинственности и торжественной простоты готического интерьера.
Подумайте, насколько интенсивным вы хотите видеть готический стиль в интерьере квартиры. Существует множество стилей, в которые можно внести элементы готики без ущерба всему дизайну. Выбирайте только отдельные его элементы, которые, как вам кажется, отлично впишутся в интерьер вашей комнаты. Как и при любом выборе стиля, с неоготикой вы можете «двигаться вперед на полной скорости» или использовать более тонкий, сдержанный подход.
Глостерский собор
Собор является примером ещё одного уникального готического течения, которое получило название «перпендикулярная готика».
Общее описание. Официальное называние: Кафедральная церковь Святого Петра и Святой Единой Троицы. Длина — 130 метров, ширина — 44 метра, а высота центральной башни достигает 79 метров. Здание имеет крестообразный план со скругленным восточным концом и тремя радиально расходящимися капеллами, средняя из которых посвящена Богоматери.
Место расположения: Великобритания, город Глостер.
Даты постройки: строительство началось в 1089 году, а закончилось в 1499 году. Здание — типичный английский долгострой.
Кто построил? Строительство началось под руководством аббата Серло, но за 400 лет архитекторы менялись много раз.
Глостерский собор, фасад, общий вид
Главный неф собора был построен в позднем романском стиле, поэтому не представляет особого интереса с точки зрения, архитектурных новшеств, готических элементов в нём очень мало.
Галерея в монастыре украшена в стиле перпендикулярной готики
Особый интерес в интерьерах представляет декоративное оформление галерей. Стены и потолки полностью покрыты своеобразным орнаментом, напоминающим ветви винограда. Линии орнамента поднимаются к сводчатому потолку, где встречаются друг с другом, образуя перпендикуляры, именно поэтому стиль был назван перпендикулярным.
Неоготический витраж «Апостол Фома», 2013
Даже в наши дни интерьеры собора совершенствуются и развиваются. В 2013 году известный английский витражист Томас Денни создал серию витражных окон в современном неоготическом стиле, которые органично вписались в древнее здание. Сюжет витража посвящён апостолу Фоме, который уверовал в божественность Христа после воскрешения.
Фасад
Основными характеристиками фасада в готическом стиле являются:
- Высокие стены, иногда с имитацией колонн или полуколонн;
- Удлинённые стрельчатые окна больших размеров. Могут быть как одиночными, так и сгруппированными, с более крупным в центре. Как правило, имеют массивную раму и витражные узоры, иногда даже на простом стекле;
- «Роза» — окно круглой формы, разделённое фигурным каркасом на симметричные относительно центра элементы, напоминающие лепестки цветка или части звезды;
- Портал. Представляет собой, оформленный особым образом, главный вход в здание. Предназначается для визуального увеличения дверного проёма, что достигается путём его многократного повторения. Может содержать карнизы, наличники или пилястры, дополненные барельефами и скульптурами;
- Треугольные фронтоны (вимперги) — выступающие части фасада здания, ограниченные по бокам двумя скатами крыши и карнизом в основании. Применяются для оформления балконов и входов;
- Массивные кованые двери. Для соответствия готическому стилю, их проёмы должны иметь вытянутую, заострённую форму с глубоким сводом, украшенным скульптурным орнаментом.
- Арочные конструкции, в том числе — полуарки. Призваны придавать строению визуальную воздушность и невесомость.
Фасад в готическом стиле
«Портал» в готическом стиле
«Роза» в готическом стиле