Рельефная резьба: от базовых навыков к уверенной технике
Содержание:
- Что это такое?
- Этапы изготовления
- При обозначении степени влажности дерева используют следующие термины:
- Резьба сквозная
- Инструменты для резьбы
- Где используется?
- Меры предосторожности при работе
- Древесина
- Необходимые инструменты и материалы
- Художественная резьба и ее виды
- Домовая резьба
- Дерево, пригодное для резьбы
- Декорирование деревянной шкатулки
- Шаблоны резных наличников на окна — фотогалерея
- Без чего не обойтись начинающему резчику
- Творческий процесс
- Инструменты для работы
- Особенности, характерные черты
- Создание узора сетка и квадраты на специальной заготовке из дерева
- Художественные темы и сферы использования
- Методы переноса рисунка на фанерный лист
Что это такое?
Геометрическая резьба по дереву – пожалуй, один из самых сложных видов декорирования деревянных предметов.
Как правило, если мастер имеет достаточно опыта и твердую руку – геометрия в узоре заметна невооруженным взглядом.
Конечно, век современных технологий позволяет изготовить такие изделия и при помощи специальных станков, но невозможно гарантировать того качества и аккуратности, которые прослеживаются в работах профессионального опытного мастера. Что уж говорить об эксклюзивности изделия и о том, что такую красоту можно создать лишь от чистого сердца, вложив в работу частицу души.
Стоит отметить, что сама резьба не несет в себе никакой функциональности и используется исключительно в качестве декора.
Этапы изготовления
Процесс изготовления садовой скульптуры проходит следующие этапы:
- Грубая обработка. Ее цель — прорисовка основной формы фигуры на основе эскиза, который переносится на заготовку через систему контрольных точек. Работа начинается с той проекции, где предполагается наибольшее удаление материала. По эскизу намечается общий силуэт и пропорции.
- Уточнение контуров. Оно проводится по четырем граням: по фронтальной, тыльной и боковым. На этом этапе можно уточнить линии, а потом, не торопясь, снимать лишнюю древесину, подбираясь к наметке и не стремясь чрезмерно округлять абрис.
СтарецИсточник cs2.livemaster.ru
- Удвоение граней. У заготовки удаляются четыре угла, образуется 8 граней. На этом этапе не нужно заниматься детализацией, его цель — уточнение положения, пластики и характера скульптуры.
- Детализация. Используя стамеску и киянку, избавляются от граней, а затем начинают проработку мелких деталей. Не рекомендуется намечать детали карандашом — остается трудноудалимая грязь.
- Шлифовка и защита. Готовую фигурку обрабатывают наждачной бумагой или шлифовальной машиной и покрывают воском, морилкой или лаком.
- Окрашивание. Если планируется покраска, фигуру необходимо предварительно просушить в течение одной-двух недель. Если скульптура будет стоять в саду, ее красят алкидными красками и покрывают лаком. Альтернативный вариант: скульптуру хорошо грунтуют и покрывают морилкой.
СоваИсточник res.cloudinary.com
При обозначении степени влажности дерева используют следующие термины:
- мокрая (замоченная в воде)
- свежесрубленная (хвойные породы имеют больше 82% влаги, мягколиственные — 60-90%, твердолиственные — 35-75%)
- сухая (хранившаяся на открытом пространстве, влажность 15-20%)
- комнатная (хранившаяся в помещении, влажность 8-12%)
- абсолютно сухая — влажность приближается к 0%.
Для сушки используют два способа: открытый и камерный. При открытой сушке древесина находится на улице под навесом или в сарае, такой метод требует большого количества времени. При камерном способе древесина сушится в специальных камерах различного объёма с особым температурным режимом. Такой способ сушит древесину быстрее, но он менее доступный и более затратный.
При выборе древесины нужно учитывать и место эксплуатации. Если изделие будет находиться на улице — то сушиться оно должно в уличных условиях. Материал для комнатных изделий должен сушиться в комнатных условиях.
Опытный мастер может определить по внешнему виду степень готовности и качество материала. Отсутствие лучевых и продольных трещин говорит о хорошем качестве и правильной сушке древесины. Трещины говорят о наличии пустот, скрытых сучков и некачественной сушке.
В резных изделиях не рекомендуется совмещать разные породы и участки дерева. Твёрдая, ядровая древесина ссыхается в меньшей степени, чем заболонь, а у доски с центра — коробление почти отсутствует. Выбирая древесину необходимо избегать таких дефектов, как наклон волокон, сучков, трещин, гнили и червоточин.
Достоинства и недостатки конкретных пород дерева.
Липа, как представитель мягкой лиственной породы, лучше всего подходит для начинающего мастера. Липа обладает однородным, мягким и вязким строением, которое позволяет легко резать вдоль и поперёк волокон. Липа мало подвержена растрескиванию и короблению, однако, имеет низкую твёрдость, что ограничивает область применения. Из липы изготавливают небольшие изделия: посуду, шкатулки, резные игрушки, настенные украшения, полки и т. д.
Берёза имеет твёрдую, упругую и белую древесину однородной плотности. По сравнению с липой, берёза хуже поддаётся обработке и поддаётся короблению. Из этой породы изготавливают небольшие изделия, детали мебели, декоративные накладки и элементы.
Красная и чёрная ольха, также однородный и вязкий материал, хорошо поддаётся обработке и слабо коробится.
Осина — менее распространённая, но также хорошо подходит для резьбы. Имеет серебристый светящийся окрас и обладает всеми качествами пригодными для резьбы.
Тополь обладает схожими с липой свойствами, но легко скалывается. Эта древесина подходит только для крупнорельефной резьбы.
Дуб является традиционным материалом для резьбы. Имеет плотную, однородную и прочную структуру. Твёрдая и ломкая древесина сложно поддаётся обработке и подходит для работы только опытным мастерам. Из дуба изготавливают крупные декоративные элементы и накладки. Он хорошо полируется и окрашивается.
Орех хорошо подходит для выполнения тонкой резьбы. Он легко режется во всех направлениях и не даёт сколов. Из ореха выполняют мебель и высокохудожественные резные изделия.
Груша имеет высокую твёрдость и отлично обрабатывается и не коробится. Она легко и чисто режется, хорошо окрашивается. Из груши делают сувениры с рельефной резьбой и резные детали мебели.
Клён чисто и без сколов режется, имеет твёрдую структуру, отлично окрашивается. Клён применяют в токарных и мозаичных работах.
Материал, заготовленный для резьбы, раскраивается и доводится на рейсмусовых или фуговальных станках. Большое влияние имеет вид среза доски. При радиальном срезе заготовка меньше коробится, но при этом резьба выходит не такой выразительной. Для небольших деталей лучше использовать тангенциальный разрез.
Резьба сквозная
Сквозная (ажурная) резьба делится на типы: сквозную и накладную, и подразделяется на подтипы:
- резьба прорезная (сквозные части прорезают с помощью стамески и резца);
- резьба пропильная (в основном то же что и прорезная, но сквозные участки пропиливаются с помощью пилы или лобзика).
При обработке древа прорезной резьбой полностью удаляется древесина и фон по границам узора, древесина может быть, как плоской, так и ажурной. Главное отличие между ними – в ажурной резьбе узоры разной высоты и обработанные края.
Данный метод широко используют при изготовлении рам, дверей, различных накладок, предметов мебели и элементов декора.
Инструменты для резьбы
Здесь же рассмотрим, что именно может понадобиться для изготовления фигурок, резьбы по дереву. Самым примитивным инструментом, который может помочь освоить непростое мастерство резчика, является нож. Для начала пригодятся всего два – перочинный и нож-косяк. Этими инструментами можно сделать простые фигурки, которые способен изготовить даже новичок. Когда захочется совершенствоваться, можно приобрести более профессиональные инструменты. Набор стамесок с различным изгибом и углом заточки прекрасно подойдет для такой работы. Их названия: угловая, клюкарза, прямая, косая, полукруглая. Также они бывают не только разных видов, но отличаются размером, радиусом изгиба, углом заточки. Такие тонкости помогают мастеру делать резьбу более рельефной и живой.
Где используется?
Прежде всего это крупные и мелкие интерьерные элементы. Например, не утрачивают своей популярности (а, возможно, даже все больше ее набирают) деревянные ажурные перегородки. Шикарный зонирующий элемент в кухне-гостиной может быть в виде перегородки с красивыми прорезными узорами.
Для украшения мебели резьба используется все так же активно, и если в доме не все могут представить такое оформление, то для дачи хочется чего-то красивого, тонкого, вызывающего ностальгические чувства. Резьба по дереву позволяет делать красивую ажурную посуду и столовые приборы. А работая с простой фанерой, можно сделать интересные полочки или вешалки.
Если изделие способно встроиться в уже созданный интерьер, стать его гармоничной частью, то ажурная резьба будет отличным способом домашнего декора. А так как интерьерные тенденции последних лет поют гимн натуральным и простым материалам, природным оттенкам и фактурам, традиционализму в выборе стиля декорирования, на ажурные техники точно можно делать ставки.
Меры предосторожности при работе
Перед тем как начать знакомство с резьбой по дереву, нужно узнать о правилах безопасности. Весь инструмент очень острый. Им легко пораниться, иногда можно получить настолько серьёзную травму, что в итоге всё закончится инвалидностью.
Что необходимо предпринять, чтобы снизить эти риски:
Установить столешницу надёжно и крепко. Стол не должен качаться из стороны в сторону и ёрзать по полу.
Заготовки следует крепить к столу специальными инструментами – струбцинами. Только они способны надёжно зафиксировать деталь. Любые другие подручные материалы не подходят для этой цели.
Лампы и светильники не должны слепить резчика. Их нужно разместить так, чтобы столешница была хорошо освещена, а от мастера не падала тень.
Затачивая стамески и ножи нужно надевать перчатки и защитные очки. Мелкая стружка может попасть в глаз, а лезвие ножа может случайно соскользнуть со станка и поранить руки.
Качество заточки любых инструментов нужно проверять на специальном бруске, а не пальцами.
Во время работы режущими инструментами и следует держать в направлении от себя, а также следить, чтобы вторая рука находилась на безопасном расстоянии от ножа.
На рабочем месте не должно быть посторонних предметов.
После каждого этапа резки со стола нужно убирать стружку, используя специальные щётки. Если мусора накопится слишком много, то под ним может потеряться острый инструмент, и при уборке он воткнётся в руку.
У всех ножей и стамесок должно быть место. Опытные мастера рекомендуют поставить на стол банку, в которую резчик будет убирать инструменты и доставать при необходимости
Когда работа буде завершена, все принадлежности нужно разложить на места для постоянного хранения.
Используя электрические приборы, важно следить, чтобы шнур не запутывался и не перекручивался.
Нельзя включать сразу несколько приборов в розетку. Множество проводов на полу могут переплестись между собой
Об них моно запнуться и упасть.
Часто для работы используется мастика из воска. Её следует греть электрической плите, но не на открытом огне.
В мастерской всегда должны быть бинты, вата и дезинфицирующие растворы для кожи. Даже профессиональные мастера не застрахованы от случайных травм. Раны нужно обработать как можно быстрее. Если повреждение серьёзное, то следует отложить работу до полного выздоровления.
Древесина
Чтобы качественно выполнить работу и упростить процесс резьбы, стоит изначально выбрать подходящую древесину. Каждый сорт дерева имеет особенные свойства, которые могут стать актуальными при изготовлении конкретного узора:
- Твердые породы деревьев выбирают для обработки профессионалы с большим опытом работы. Создавать узоры на такой основе сложно, но результат оправдывает приложенные усилия.
- Самые твердые породы сложные в обработке даже для специалистов. Такой вариант выбирают обычно в крайних случаях, если изделие должно обладать высокими эстетическими свойствами.
- Мягкая древесина из липы, сосны или ольхи станет отличным плацдармом для начинающего мастера. Работать с материалом просто. Элементы резьбы получаются ровными и аккуратными даже без особых усилий.
Липа является самым популярным типом древесины и у профессионалов. Древесные волокна формируют красивый узор на основе, основа не раскалывается в процессе работы. Работа с сосной может усложниться, если волокна начнут раскалываться под стамеской. Оптимальным вариантом станет осина.
Необходимые инструменты и материалы
Каждый мастер собирает свой набор. Но есть набор-минимум, без которого к искусству объемной резьбы невозможно подойти практически.
В работе вам пригодятся:
- резак – нож с коротким скошенным лезвием, инструмент является основным, так как он используется и в грубой обработке, и в формировании мелких деталей;
- косяк – применяется для создания орнамента на плоскостях;
- стамески – нужны для выборки материала, формирования углубленного рельефа;
- клепики – стамески с копьеобразным лезвием;
- пила – нужна для собственно выпиливания заготовок;
- дрель – для сверления отверстий;
- рашпили, шлифмашинка, набор буравов – все это нужно, чтобы фигурки животных соответствовали эскизу и получались максимально привлекательными.
Подбор древесины можно назвать отдельным искусством. Например, колоды пригодятся мастеру для изготовления ростовых простых скульптур. Комли деревьев нужны для изготовления будущих зверушек. А если вы решили начать с формирования фигуры кошки, присмотритесь к разветвляющимся стволам.
Из древесины наиболее комфортны в резьбе тополь, ольха, осина, яблоня, лесной орех, липа. Любой материал должен быть цельным и сухим, не поврежденным гнилью и вредителями.
Художественная резьба и ее виды
Данный вид обработки дерева обширно используется для украшения различных деталей интерьера, создания арок, пилястр, панно, фриз, фактур. Резьбу применяют для украшения шкатулок, шахмат, рамок картин, зеркал, дверей, окон, шкафов, а также других элементов интерьера и бытовых предметов.
Уже в течение многих веков существуют особые техники обработки дерева, а на сегодняшний день известно множество различных видов:
- плоскорельефная;
- рельефная;
- прорезная.
В наше время в резьбе по дереву отсутствует строгая классификация, а все потому, что в одинаковых изделиях могут быть использованы совершенно разные виды резьбы. Декор с резьбой во все столетия имел особое значение и всегда высоко ценился, а с помощью современных технологий создаются привлекательные и долговечные предметы декора и интерьера.
В современной обработке дерева, все же, можно, в условной степени, выделить основные типы:
- сквозная резьба (к этому типу относится пропильная и прорезная резьба);
- резьба глухая (сюда относятся все виды рельефной и плосковыемчатой резьбы);
- скульптурная резьба.
Домовая резьба
Художественная резьба по дереву, активно используемая для украшения экстерьера дома при помощи разнообразных орнаментов и резных фигур, располагаемых на внешних деревянных элементах. С его помощью могут украшаться практически любые накладные и выступающие элементы на фасаде дома: балясины, наличники, карнизы, полотенца, причелины, лемеха кровли, столбы крыльца. При этом орнаменты для резьбы по дереву могут существенно отличаться даже в пределах одной области, передавая укоренившиеся традиции.
Домовая резьба по дереву послужит прекрасным украшением экстерьера дома
Домовая резьба
Дерево, пригодное для резьбы
Какое же дерево можно порекомендовать новичку? Для мастера нет большой разницы, какую древесину обрабатывать. Он знает, какие инструменты пригодятся для определенной породы. А вот начинающим резчикам стоит остановиться на мягких породах деревьев. Липа, каштан, тополь, кедр, осина и ольха станут отличным материалом для непрофессионалов. Зачастую на фото фигурок из дерева можно увидеть красивую рельефную окраску. Такие узоры могут дать как твердые, так и мягкие породы деревьев. Именно поэтому мастер придирчиво рассматривает и выбирает для своей работы материал. Хвойные деревья нужно уметь просушить, так как они могут потрескаться. Самые опытные мастера для своих работ берут дубовые материалы. Это дерево сложно обработать, но само изделие из него будет долгие годы радовать своего хозяина.
Декорирование деревянной шкатулки
Шкатулка изготавливается из мягкого дерева. Рабочий нож всегда должен быть остро заточен.
На этапе разметки на заготовке с помощью карандаша и линейки сначала расчерчивают клетки, а по ним – все остальные линии орнамента. Расчерченные клетки помогают соблюдать правильные пропорции, равенство углов наклонов, противолежащих элементов узора и симметричность.
На этапе вырезания резчику понадобятся нож, заготовка изделия и лист бумаги. Он используется для удаления следов засаливания с рабочей поверхности.
Готовую шкатулку нужно обязательно покрыть морилкой, лаком или воском. Это защитит деревянное изделие от старения, придаст ему блеск и сделает шкатулку привлекательнее.
Шаблоны резных наличников на окна — фотогалерея
Шаблон наличников на окна — 1
Шаблон наличников на окна — 2
Шаблон наличников на окна — 3
Шаблон наличников на окна — 4 Шаблон наличников на окна — 5
Шаблон наличников на окна — 6
Шаблон наличников на окна — 7
Шаблон наличников на окна — 8
Шаблон наличников на окна — 9
Шаблон наличников на окна — 10
Шаблон наличников на окна — 11
Шаблон наличников на окна — 12
Шаблон наличников на окна — 13
Шаблон наличников на окна — 14 Шаблон наличников на окна — 15
Шаблон наличников на окна — 16
Шаблон наличников на окна — 17
Шаблон наличников на окна — 18
Шаблон наличников на окна — 19
Шаблон наличников на окна — 20
Шаблон наличников на окна — 21
Шаблон наличников на окна — 22
Шаблон наличников на окна — 23
Шаблон наличников на окна — 24
Шаблон наличников на окна — 25
Шаблон наличников на окна — 26
Эскиз наличников на окна — петух
Эскиз наличников на окна в виде петушка на шпиле
Эскиз наличников на окна — лошадь
Эскиз наличников на окна — конь
Эскиз наличников на окна — кораблик
Эскиз наличников на окна — бабочка Эскиз наличников на окна — листочек
Эскиз наличников на окна — лист кленовый
Эскиз наличников на окна — узор с рыбкой (правая)
Эскиз наличников на окна — узор с рыбой (левая)
Эскиз наличников на окна — узор с птичкой (левая) Эскиз наличников на окна — узор с птицей (правая) Эскиз наличников на окна — голуби
Эскиз наличников на окна — орнамент с золотой рыбкой Эскиз наличников на окна — жолуди
Эскиз наличников на окна — цветы
Эскиз наличников на окна — цветочки
Эскиз наличников на окна — розы
Эскиз наличников на окна — орнамент из плетущихся листочков (правая)
Эскиз наличников на окна — орнамент из плетущихся листочков (левая)
Эскиз наличников на окна — орнамент из плетущихся листочков-2 Эскиз наличников на окна — орнамент из плетущихся листочков-3 Эскиз наличников на окна — орнамент с виноградом Эскиз наличников на окна — орнамент с цветами Эскиз наличников на окна — растения
Эскиз наличников на окна — подсолнухи
Эскиз наличников на окна — красивый орнамент
Эскиз наличников на окна — красивый узор
Узор резных наличников на окна — 1 Узор резных наличников на окна — 2
Узор резных наличников на окна — 3
Узор резных наличников на окна — 4 Узор резных наличников на окна — 5
Узор резных наличников на окна — 6 Узор резных наличников на окна — 7
Узор резных наличников на окна — 8
Узор резных наличников на окна — 9 Узор резных наличников на окна — 10
Узор резных наличников на окна — 11
Узор резных наличников на окна — 12 Узор резных наличников на окна — 13
Узор резных наличников на окна — 14
Узор резных наличников на окна — 15
Узор резных наличников на окна — 16
Орнамент резных наличников на окна и двери
Резные узоры для наличников на окна — 1
Резные узоры для наличников на окна — 2
Резные узоры для наличников на окна — 3
Резные узоры для наличников на окна — 4
Резные узоры для наличников на окна — 5
Резные узоры для наличников на окна — 6
Без чего не обойтись начинающему резчику
Любой, кому посчастливится оказаться в мастерской настоящего мастера резьбы по дереву, ужаснется – так много тот использует различных инструментов. Просто глаза разбегаются. Мастер легко определит, чем выполнить тот или иной штрих, что лучше всего подойдет для той или иной детали. Выбор правильного инструмента для резьбы во многом определяет качество изделия.
Начинающему резчику вовсе не обязательно закупать полный набор инструментов, для изготовления изделий начального уровня можно обойтись несколькими наиболее универсальными ножами и стамесками. Это даст возможность получить опыт работы, выработать свой стиль, а после обзавестись именно тем инструментом, который действительно будет востребован.
Ножи-косяки
Самые распространенные ножи для резьбы по дереву – ножи-косяки. Ими пользуются как маститые профессионалы, так и начинающие резчики. Ножи этого типа имеют скошенное лезвие, благодаря чему удобны для создания небольших углублений. Их применение оправданно как для плоскорельефной выборки, так и для создания объемных композиций.
Отдельная разновидность косяка – нож-флажок. Он выглядит как треугольник, одним углом воткнутый в рукоять. Данный нож универсален, в работе используются все зоны лезвия.
Ножи-косяки отличаются углом режущей кромки и шириной лезвия. По виду заточки различают однофасковые и двухфасковые. В инструментарии начинающего резчика должно быть несколько таких ножей: как минимум три различной ширины.
Резаки для геометрической резьбы
При изготовлении рельефных панно не обойтись без другого распространенного ножа резчика – ножа-резака. Благодаря более длинному лезвию такой нож идеально подходит для создания орнаментов, имеющих форму геометрических фигур. Им удобно обрабатывать криволинейные фигуры и закругления. Так, ножом-топориком вырезают треугольники и другие фигуры.
Помимо создания плоских рельефов, резаки широко применяют и для объемных изделий. В умелых руках маленький резак может сравниться с кистью художника.
Богородский нож, «Татьянка»
Словосочетание «богородская игрушка» знакомо многим. Это деревянная фигурка ручной работы. Практически весь процесс резьбы от подготовки заготовки до сглаживания мелких неровностей выполняют особым ножом, также называемым богородским. Такой нож непременно должен быть в мастерской резчика.
Широко распространена модификация данного ножа, в народе называемая «Татьянка». При резке мягкой древесины полный цикл работ можно выполнить одним этим инструментом. Он отлично подходит для резьбы «на силу», благодаря удобной рукояти идеально передает усилие на лезвие.
Стамески для резьбы по дереву
Выборки самых различных конфигураций удобно делать с помощью стамесок. Резчики используют различный инструмент, но более всего распространены:
- прямые стамески;
- полукруглые или радиусные;
- клюкарзы, полукруглые стамески с изгибом у режущей кромки;
- скобчатые, имеющие П-образный профиль;
- уголковые.
В отличие от ножей, применение стамесок для резьбы по дереву позволяет за один проход сделать канавку требуемой глубины и профиля. При работе с мягкой древесиной стамеску вдавливают рукой, резьба по твердому дереву требует ударной техники. Тут на помощь мастеру придет деревянный молоток, киянка.
Помимо различий в профиле, стамески отличают и по размерам. Существует инструмент с рабочей кромкой от двух миллиметров до нескольких сантиметров.
Кроме этого существует еще один вид инструментов для гравировки и резьбы по дереву – штихель. Им можно выполнять красивые художественные работы.
Другие необходимые инструменты
Одними ножами и стамесками резчику не обойтись. Необходимо обзавестись и другим инструментом, предназначенным для обработки дерева. Список может быть очень обширным, все зависит от квалификации мастера и перечня изделий, которые он планирует изготовить. В любом случае потребуется:
- ножовка или электрическая пила для вырезания заготовки;
- топорик для черновой обработки;
- рубанок и рашпиль для подготовки поверхности доски;
- набор лекал для переноса изображения на заготовку;
- дрель, ручная или электрическая;
- нихромовая проволока для выжигания тонких элементов;
- шлифовальная шкурка разной зернистости для окончательной отделки изделия.
Также нелишним будет побеспокоиться о безопасности при резьбе острым инструментом. Для крепления небольших изделий необходимы столярные тиски или несколько струбцин. Обезопасить руки от травм поможет защитная перчатка из стальной проволоки, это особенно актуально для начинающих резчиков. Если работа подразумевает множественные движения острым ножом «на себя», стоит приобрести фартук из толстой кожи.
Творческий процесс
Работа по дереву начинается с переноса рисунка на заготовку. Для этого на предварительном этапе готовились все шаблоны. Когда рисунок нанесен на деталь, наступает этап рассверливания отверстий рядом с проведенными линиями.
Опытные мастера советуют использовать пили с мелкими зубьями, в противном случае края прорезей будут иметь рваный контур и изделия потеряет эстетичность. Сверлить желательно перьевыми сверлами, заранее подготовив тонкое отверстие.
От рваных краев при прорезной резьбе по фанере помогает приклеивание плотной бумаги с обратной стороны заготовки. Новичкам лучше пробовать выполнять простые узоры с крупными деталями и минимальным количеством углов.
Инструменты для работы
Для того чтобы начать работу потребуется подобрать специальные инструменты и изучить особенности технологии. В этом деле есть свои нюансы, которые позволяют сильнее раскрыть красоты древесины в орнаменте.
Также нужно запастись подходящими заготовками и эскизами, которые будут повторяться на дереве в виде узоров, кружев, композиций или жанровых сценок.
Для своей работы резчик использует большой набор инструментов:
- ножи;
- лобзики;
- надфили;
- стамески;
- электродрель;
- сверла;
- бруски;
- долота;
- ложкорезы;
- фрезеровальную машину;
- бормашину.
Для новичка предназначен специальный набор инструментов. Его хватит для освоения азов художественной обработки деревянный заготовок.
Еще потребуется сырье из определенных пород. От этого будет зависеть качество исполнения изделия. Есть твердые и мягкие сорта деревьев. Каждый вид имеет свои плюсы и минусы, в каждом конкретном случае выбирается специфическая технология обработки.
К мягким породам относятся:
- липа;
- береза,
- осина
- ель;
- сосна;
- можжевельник.
Мягкий материал легче поддается обработке, но его проще испортить одним неверным движением ножа или стамески. Другое дело – твердые породы древесины. К ним относятся:
- дуб;
- красное дерево;
- бук;
- самшит.
Твердое сырье стоят дорого, но и изделия из него получаются красивые, долговечные и востребованные. С дорогими породами работают опытные мастера, которые знают как нужно обрабатывать твердую поверхность так, чтобы не сломать инструмент или не получить травму. Поэтому новичкам стоит начать с более дешевого и более податливого обработке материала.
Для выбора сырья необходимо учитывать не только твердость, но и цвет дерева. Для начинающих резчиков идеальным вариантом для творчества станет береза. Она может резаться в разных направлениях, хорошо поддается сверлению и прорезыванию. При выборе эскиза изделия необходимо учитывать, что со временем светлая древесина березы может потемнеть.
Для изделий с большим количеством прорезей подходят хвойные породы. Мягкий материал сосны, ели, кедра позволяет наносить крупные рисунки и создавать замысловатый орнамент. Новички могут начинать с хвойных пород, а также с липы, березы и осины.
Начинающий резчик должен осваивать азы мастерства с простых орнаментов. Для первой работы понадобиться небольшой набор инструментов. Сначала можно обойтись лобзиком, шилом и ножом.
Прежде чем приступить к резке, следует организовать свое рабочее место с хорошим освещением. Подобрав подходящую заготовку с ровной поверхностью и без сучков, необходимо перевести выбранный рисунок на поверхность заготовки. Для этого можно использовать кальку. Когда трафарет будет переведен, его покрывают сверху лаком, чтобы во время работы он не пропал и не испортился.
Новичку потребуются ножи, стамески, шило. Для сквозных прорезей лучше использовать лобзик или ручную фрезеровальную машину, это позволит сохранить время и силы.
Резчик должен освоить все техники, которые он потом будет использовать в своей работе над изделием. С помощью разнообразных способов декоративной обработки древесины можно создавать художественные шедевры.
Особенности, характерные черты
Резьба по дереву — это вид декоративно-прикладного искусства, который когда-то был широко распространен на территории России. В последнее время он снова набирает свою популярность. Ранее почти в каждом регионе страны существовали свои традиции вырезания орнаментов, узоров, фигурок людей и животных на деревянных поверхностях.
Дерево — один из любимых материалов россиян. Возможно, корни этой любви уходят глубоко в историю и теряются где-то во времена языческих верований, когда всем природным объектам приписывалось священное значение, а деревья вообще считались «Родом» или протопластом всего сущего, воплощением Матери-Природы.
В любом случае древесина — это очень «теплый», уютный, домашний материал, который также является экологически чистым. Сегодня существует множество способов работы с ним, но традиционная резьба стоит на ступень выше любых «промышленных» техник. Вырезая орнаменты, картины, фигуры, мастера вкладывали частичку души в свою работу.
В нашей статье мы расскажем, как зародился подобный вид искусства, а также познакомим с его основными особенностями и отличиями.
Создание узора сетка и квадраты на специальной заготовке из дерева
Сетка или квадраты – новый элемент в освоении геометрической резьбы. Чтобы создать этот простой орнамент, вначале нужно сделать полоски по длине волокон с одинаковой шириной друг от друга, потом вырезать борозды поперек волокон. В итоге получается этот великолепный узор. Еще можно сделать сетку не вдоль и поперек бруска, а чисто по диагонали. Как сплести кактус из бисера: мастер-классПоделки из бересты: несколько советов начинающимПоделки своими руками, как сделать часы из подручных материалов?Конспект занятия по аппликации в средней группе на тему грибов, трафареты, поделки
В таком случае, необходимо еще больше следить за точностью руки и прямотой вырезанных линий. Если у вас получился ненужный разрез, в процессе он будет мало заметен, но потом, после морения или покраски, он будет сильно выделяться.
Как правильно вырезать треугольники на дереве?
Треугольники – это популярный орнамент на разных вещах домашнего быта. Часто можно увидеть треугольники на разделочных досках, рамах для фото и на шкатулках. Треугольники, создаются следующим образом: сверху от треугольника к его центру рисуют линии, по которым делают надкол резаком.
Для этого острая часть ножа, проникает внутрь материала, а пятка лишь дотрагивается, но не вводится, в вершину треугольника. Такое действие выполняется с каждой из вершин. Так центр нашего орнамента будет самой глубокой точкой в узоре.
Потом нужно наклонить резак вправо и вырезать по стороне справа налево и к себе подрезку. Новую грань нужно сделать не слева направо, а после того, как вы перевернули брусок. Рука должна делать те же движения, что и с первой гранью.
После создания самых легких треугольников можно попробовать разработать треугольники с кривым центром или с круглыми сторонами. В таком случае, техника резки будет такой же, главное, это следить за движением руки по намеченным линиям.
Эта техника геометрии намного сложнее, но, если больше тренироваться, можно с легкостью создать рисунок любой сложности.
Оформление шкатулок, эскиз
Стоит поговорить о красивых рисунках для шкатулок. Их можно сделать с помощью разных техник: прорезной резьбой, укладывая под рисунок основу из ткани, фольги или доски из дерева нужного цвета; плосковыемчатой резьбой, к которой присоединяется геометрическая и контурная. Ее отличие в том, что в плоском фоне делаются углубления на одну и ту же глубину.
В варианте с геометрической техникой углубления имеют форму треугольников или четырехугольников. Помимо этого, еще существует скобчатая резьба, которая тоже считается разновидностью плосковыемчатой. Перед каждым оформлением и работой, стоит ознакомиться с альбомами эскизов, чтобы определиться, что вы хотите сделать.
Художественные темы и сферы использования
Резчик использует в работе различные эскизы, с которых он снимает изображение и переносит его на поверхность заготовки. Сегодня для этого не обязательно использовать изображение, выполненное от руки карандашом. Современные технические достижения позволяет применять фотографии и отсканированные цифровые изображения, которые можно взять в Интернете.
Эскиз орнамента
Образцы для художественной обработки древесины отличаются декоративным и тематическим разнообразием. В Интернете на сайтах, посвященных этому прикладному ремеслу, представлен большой выбор тем для резки. Деревянным узорочьем украшают фасадную часть деревянного дома. Такой декор отлично будет смотреться на дверях и на стенах. Художественная резка используется для производства и отделки мебели и посуды.
Большой популярностью у покупателей пользуется кухонная утварь и интерьерные деревянные изделия, украшенные замысловатым ажуром. В каждом конкретном случае мастер выбирает материал, создает эскиз будущего изделия и приступает к работе.
Рисунки бывают разнообразные по своей тематике. Используются геометрические растительные мотивы. Часто деревянную поверхность украшают жанровыми сценками, на которых изображены животные, люди и деревья. Дерево очень пластичный материал, и в руках опытного резчика оно превращается в настоящее художественное полотно.
Для каждого вида художественной резки применяется особенная технология обработки поверхности. Используя разные техники, мастер создает объемной полотно, на котором можно заметить самые мельчайшие детали изображения.
Методы переноса рисунка на фанерный лист
Профессионалы создают картину на фанере без предварительного переноса рисунка, набросав эскиз от руки. Начинающим мастерам следует переносить на лист уже готовый рисунок. Сделать это можно следующими способами:
- С использованием копировальной бумаги. На фанеру кладут лист копировки, а поверх него — бумажный рисунок. Карандашом обводят контур узора, который отпечатывается на плите.
- С помощью иголок. Этот метод подходит для простых орнаментов с прямыми линиями. Нужно положить бумагу с узором на фанеру и проткнуть иголками основные точки. Затем бумагу убирают и карандашом соединяют линии согласно задумке.
- С помощью папирусной бумаги. Бумагу с рисунком накрахмаливают и приклеивают к листу фанеры. После высушивания можно приступить к выжиганию или выпиливанию. По окончанию работа смачивается для удаления остатков бумаги.
Самым простым способом переноса цветного изображения является метод ЛУТ — лазерно-утюжной технологии. Для этого нужно распечатать цифровую картинку на лазерном принтере с использованием глянцевой или мелованной бумаги. Затем лист прикладывают цветной стороной к фанере и проглаживают его утюгом. Похожего эффекта можно достичь и с простым бумажным листом. Для этого его нужно прислонить к фанере, пропитать ацетоном и оставить до полного высыхания.